АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра радиотехники

РАДИОприемные УСТРОЙСТВа

Программа, методические указания и задания к курсовой работе

(для бакалавров заочной формы обучения специальности

 050719 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации)

Алматы 2007

СОСТАВИТЕЛИ: Куликов А.А. Радиоприемные устройства. Программа, методические указания и задания к курсовой работе для студентов заочной формы обучения специальности 050719 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации заочной формы обучения. – Алматы: АИЭС, 2007. –  29 с.

Данная разработка предназначена для бакалавров специальности «Радиотехника, электроника и телекоммуникации» заочной формы обучения.

В программе приводятся основные разделы курса «Радиоприемные устройства», которые должен знать студент после изучения этого предмета, методические указания для улучшения усвоения теоретического материала и методические указания и задания к курсовой работе.

Табл.  6, библиогр. –  14  назв.

Рецензент: канд. техн. наук, проф. Ю.А. Бутузов.

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинского института энергетики и связи» на  2007 г.

Ó НАО «Алматинский институт энергетики и связи», 2007 г.

 

 1   Общая информация о дисциплине «Радиоприемные устройства»

По данной дисциплине предусмотрено 36 часов аудиторных занятий, из них 12 часов лекций, 12 часов практических и 12 часов лабораторных занятий. Самостоятельная работа включает в себя написание курсовой работы, подготовку к лекционным, практическим и лабораторным занятиям и подготовку к экзамену. Варианты заданий к выполнению курсовой работы определяются по двум последним номерам зачетной книжки по таблице 1. Итоговая форма отчетности – экзамен.

Т а б л и ц а 1 – Кодировка вариантов к курсовой работе

Два последних номера зачетной книжки

Задание

Два последних номера зачетной книжки

Задание

00

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Вариант №5

Вариант №6

Вариант №7

Вариант №8

Вариант №9

Вариант №10

Вариант №11

Вариант №12

Вариант №13

Вариант №14

Вариант №15

Вариант №16

Вариант №17

Вариант №18

Вариант №19

Вариант №20

Вариант №21

Вариант №22

Вариант №23

Вариант №24

Вариант №25

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Вариант №26

Вариант №27

Вариант №28

Вариант №29

Вариант №30

Вариант №31

Вариант №32

Вариант №33

Вариант №34

Вариант №35

Вариант №36

Вариант №37

Вариант №38

Вариант №39

Вариант №40

Вариант №41

Вариант №42

Вариант №43

Вариант №44

Вариант №45

Вариант №46

Вариант №47

Вариант №48

Вариант №49

Вариант №50

 

 

 

 

 

 

 

2 Рабочая программа и общие методические указания

2.1 Введение

Содержание и задачи дисциплины. Ее особенности и связь с другими дисциплинами. Значение развития радиоприемных устройств в научно-техническом прогрессе. Краткий исторический обзор развития техники радиоприемных устройств.

Методические указания

При изучении первой темы программы необходимо обратить внимание на роль и место дисциплины в научно-техническом прогрессе, ознакомиться с ходом развития радиоприемных устройств (РПУ), определить их место и задачи в современной экономике.

2.2 Структура и общие характеристики радиоприемных устройств

Общие сведения о радиоприеме и обработки радиосигналов. Краткие сведения из истории радиоприема. Функции радиоприемных устройств в составе радиотехнических систем различного назначения. Характеристики принимаемых сигналов. Электромагнитная обстановка при приеме сигналов в различных диапазонах частот. Структурные схемы радиоприемных устройств прямого усиления, супергетеродинного, инфрадины, прямого преобразования, корреляционные с согласованными фильтрами. Основные функциональные узлы – линейный тракт, гетеродины (синтезаторы частот), демодуляторы (детекторы), устройства управления, регулирования, корреляционной обработки и сервиса. Требования к основным функциональным узлам радиоприемных устройств.

Основные технические характеристики, их взаимосвязь. Чувствительность. Избирательность: односигнальная, частотная, пространственная, поляризационная, по форме сигнала, временная. Диапазон частот, динамический диапазон сигналов.

Нелинейные явления при приеме сигналов в реальных условиях. Характеристики электромагнитной совместимости, сжатие амплитуды, блокирование, перекрестные и интермодуляционные помехи. Эффективная частотная избирательность и динамический диапазон по мешающему воздействию. Дополнительные характеристики и параметры.

Методические указания

Основные параметры радиоприемных устройств стандартизированы ГОСТ 24375-80 «Радиосвязь. Термины и определения».

Чувствительность - мера способности приемника обеспечивать прием слабых радиосигналов.

Чувствительность, ограниченная усилением - это чувствительность, определяемая минимальным уровнем радиосигнала на его входе, который необходим для получения заданного уровня сигнала на выходе приемника.

Чувствительность, ограниченная шумами - чувствительность, определяемая минимальным уровнем радиосигнала на его входе при заданном отношении уровней полезного сигнала и шума, а также заданном уровне полезного сигнала на выходе радиоприемника.

Пороговая чувствительность определяется минимальным уровнем радиосигнала на его входе при равных уровнях полезного сигнала и шума на выходе радиоприемника.

Чувствительность приемников ДВ, СВ и КВ диапазонов волн обычно характеризуется минимальной величиной ЭДС сигнала на входе приемника или минимальной напряженностью электромагнитного поля в точке приема. Чувствительность же приемников СВЧ характеризуется минимальной мощностью сигнала на входе или шумовыми параметрами приемника.

При изучении избирательности необходимо обратить внимание на то, что существуют различные виды избирательности: частотная, пространственная, временная и др. Наибольшее значение имеет частотная избирательность.

Односигнальная избирательность - частотная избирательность РПУ, определяемая отношением уровня сигнала на заданной частоте настройки при неизменном уровне сигнала на выходе приемника и измеряемая посредством одного входного сигнала с уровнем, не вызывающим нелинейных эффектов в тракте приема. Выделяют также многосигнальную избирательность.

Из других показателей РПУ следует обратить внимание на качество воспроизведения сигналов, которое определяется уровнем возникающих искажений. Искажения сигналов в приемниках стараются свести к минимуму. Они делятся на линейные (частотные и фазовые) и нелинейные (вызванные появлением в спектре сигнала новых гармонических составляющих).

Стабильность частоты настройки, во многом, определяет качество приема. Поэтому к этому параметру предъявляются жесткие требования.

Показатели качества РПУ тесно связаны друг с другом. Например, сужение полосы пропускания РПУ и увеличение избирательности приводит к уменьшению уровня помехи и к повышению помехоустойчивости приема, но в то же время и к увеличению искажений сигнала. Связаны между собой и другие показатели.

В супергетеродинных приемниках в силу их особенностей возникают побочные каналы приема, например, прием по зеркальному (симметричному) каналу. Сигналы по побочному каналу преобразуются в промежуточную частоту так же, как и полезный сигнал. Поэтому подавление сигналов побочных каналов возможно только до преобразователя частоты, т.е. в преселекторе приемника.

Проблема электромагнитной совместимости радиотехнических устройств определяется тем, что в настоящее время резко увеличилось число находящихся в эксплуатации радиотехнических систем. В связи с этим необходимо обеспечить их качественную работу при ограниченных объемах пространства и конечном числе частотных каналов. В связи с этим, необходимо вводить ограничения на уровни паразитных излучений РПУ и увеличивать степень подавления в них побочных каналов приема

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение основным техническим показателям РПУ.

2. Что такое чувствительность РПУ, чем она определяется? Объясните различие между чувствительностью, ограниченной усилением, и чувствительностью, определяемой минимальным уровнем сигнала.

3. Что такое избирательность? Чем отличается избирательность по соседнему каналу от избирательности по зеркальному каналу?

4. Для чего в радиоприемных устройствах используется регулировка полосы пропускания?

5. Дайте определение реальной чувствительности РПУ.

6. Что такое динамический диапазон приемника? Каким образом он определяется?

7. Проведите сравнительный анализ структурных схем приемника прямого усиления и супёргетеродинного приемника. В чем выражаются преимущества супергетеродинного приема?

8. Какие требования предъявляются к электромагнитной совместимости радиотехнических средств?

2.3 Помехи радиоприему

Внешние помехи. Источник помех и их характеристики. Особенности проявления внешних помех в различных частотных диапазонах.

Внутренние шумы линейного тракта. Источники внутренних шумов. Статистические характеристики шума. Шумы антенно-фидерного тракта, пассивных цепей, усилительно – преобразовательных каскадов, гетеродинов. Шумовые характеристики линейного тракта – коэффициент шума и эффективная шумовая температура. Расчет шумовых характеристик линейного тракта через шумовые характеристики отдельных каскадов. Связь шумовых характеристик и чувствительности в радиоприемных устройствах. Влияние температуры окружающей среды на шумовые характеристики и чувствительность приемника.

Методические указания

Основными параметрами, характеризующими шумовые свойства приемника, являются его коэффициент шума и шумовая температура.

Согласно ГОСТ 24375-80 коэффициент шума определяется как отношение уровня шума, измеренного на входе детектора или на выходе линейной части приемника при температуре источника сигнала 2930К, к мощности шума, которая была бы на соответствующем выходе, если бы источник сигнала был единственным источником шума.

Относительная шумовая температура приемника tпр, определяется как величина, равная коэффициенту шума N приемника, уменьшенного на единицу:

tпр=N-1.

Важно знать, как выражается общий коэффициент шума приемника или его шумовая температура через коэффициенты шума или шумовые температуры отдельных каскадов.

Наибольшее влияние на общий коэффициент шума РПУ оказывают шумы первого каскада, включая шумы, вносимые входным устройством. Влияние шумов второго и последующих каскадов приемника является обратно пропорциональным коэффициенту усиления предшествующих каскадов. Поэтому необходимо обеспечить наибольшее усиление сигнала именно в первом каскаде приемника.

Влияние шумов третьего и последующих каскадов обычно является незначительным. Поэтому их шумы в расчет не принимаются.

Вопросы для самопроверки

1. Начертите и объясните эквивалентные шумовые схемы для полупроводниковых приборов (диоды, биполярные и полевые транзисторы), радиоламп.

2. Объясните смысл шумовой температуры антенны. От чего зависит этот параметр?

3. Объясните, что такое эффективная полоса пропускания приемника.

4. Дайте определение коэффициента шума линейного четырехполюсника.

5. От чего зависит коэффициент шума многокаскадного устройства?

6. Что такое эффективная шумовая температура устройства?

7. Чем определяется реальная чувствительность приемного устройства?

2.4 Функциональные узлы радиоприемного устройства

Входные цепи радиоприемных устройств, их назначение и характеристики. Условия взаимного согласования каскадов. Согласование входа приемника по шумам и по мощности. Особенности входных цепей различных диапазонов волн. Входные цепи приемников СВЧ диапазона. Элементы входных цепей и защиты приемника. Основы расчета  входных цепей различных диапазонов частот.

Высокочастотные усилители радиоприемных устройств.  Основные характеристики и классификация высокочастотных усилителей радио и промежуточной частоты. Избирательные и широкополосные усилители. Транзисторные усилители. Особенности работы усилителей при перестройке по диапазону частот. Типовые схемы усилителей радиочастоты (УРЧ). Анализ обобщенной эквивалентной схемы избирательного усилителя. Устойчивость избирательных усилителей и способы её повышения.

Транзисторы усилители СВЧ  диапазона. Основы расчета их характеристик с использованием параметров. Особенности микрополоскового исполнения. Коэффициент шума усилителя и его зависимость от режима согласования, частоты и типа усилительного прибора. Минимизация коэффициента шума усилителя.

Малошумящие усилители. Каскадные усилители, усилители на   туннельных диодах    и проблемы снижения коэффициента шума. Основы расчета усилителей радиочастоты. Усилители промежуточной частоты (УПЧ) с распределительной и сосредоточенной избирательностью. Основные характеристики. Формирование АЧХ УПЧ. Фильтры сосредоточенной селекции (ФОС) на элементах, спиральные, пьезофильтры, кварцевые, ПАВ и др. согласования ФОС с усилительно – преобразовательными каскадами. Основы расчета УПЧ, усилители с расширенным динамическим диапазоном по сигналу. Высокочастотные усилители на интегральных микросхемах. Их типы и характеристики. Нелинейные эффекты в УРЧ и их анализ. Преобразование частоты. Динамический диапазон по блокированию перекрестной и интермодуляции. Способы расширения динамического диапазона  УРЧ. Характеристики усилителей последетекторной обработки сигналов, видеоусилители.

Преобразователи частоты (ПЧ). Назначение и характеристики преобразователей частоты. Общая теория преобразования. Побочные каналы приема. Нелинейные эффекты в ПЧ. Основные схемы транзисторных ПЧ. Диодные ПЧ, балансные и двухбалансные схемы. ПЧ с прямоугольным сигналом гетеродина. ПЧ с подавлением зеркального канала. Пути совершенствования схем ПЧ. ПЧ СВЧ диапазона особенности их конструкции. ПЧ на интегральных микросхемах. Гетеродины – преобразователи частоты. Их основные характеристики. Согласование гетеродина и смесителя. Синтезаторы частоты с умножением и кольцом ФАПЧ. Генераторы, управляемые напряжением. Параметрические усилители и преобразователи частоты. Основы расчета ПЧ.

Детекторы радиосигналов. Детектирование сигналов с различными видами модуляции. Основные характеристики детекторов. Амплитудные детекторы и их виды. Общая теория детектирования. Детектирование сильного АМ сигнала на примере диодного детектора. Искажение сигнала в диодном детекторе. Способ снижения искажений. Воздействие помех на детектор АМ – сигналов. Частотные детекторы. Основные типы и характеристики. Ограничители амплитуды. Частотно – фазовый детектор. Детектор отношений. Фазовые детекторы. Основные типы и характеристики. Воздействие помех на частотный и фазовый детектор. Пороговый эффект и способы его снижения. Основы расчетов детекторов радиосигналов.

Регулировки в устройствах приема и обработки радиосигналов. Виды регулировок в линейной части тракта радиоприемника в диапазоне частот. Сопряжение контуров преселектора и гетеродина. Индикация точной настройки. Автопоиск сигнала и фиксированная настройка. Регулировка полосы пропускания. Автоматическая регулировка усиления (АРУ). Основные виды и характеристики. Влияние АРУ на АМ – сигнал. Особенности АРУ приемников импульсных сигналов. Автоматическая подстройка частоты (АПЧ). Основные виды и характеристики. Влияние АПЧ на ЧМ – сигнал. Особенности АПЧ приемников импульсных сигналов. Фазовая автоподстройка частоты (ФАПЧ). Основные виды и характеристики.

Методические указания

Применение избирательных цепей на входе РПУ уменьшает опасность перекрестных искажений в первом усилительном или преобразовательном каскаде, повышает избирательность радиоприемника, а в случае супергетеродинного приемника ослабляет помехи по зеркальному и другим побочным каналам приема.

Принимаемый сигнал от приемной антенны поступает во входную цепь. В зависимости от эквивалентного сопротивления они делятся на настроенные  и ненастроенные антенны.

В диапазонных приемниках весь перекрываемый диапазон частот, как правило, разбивается на частотные поддиапазоны, по которым осуществляется плавная или дискретная перестройка приемника. Плавная перестройка ВЦ и полосовых фильтров усилителей радиосигналов осуществляется с помощью конденсатора переменной емкости или посредством переменной индуктивности как, например, в автомобильных приемниках. В настоящее время большое распространение получили методы электронной настройки с помощью варикапов. При изучении ВЦ необходимо обратить внимание на то, что максимальный коэффициент передачи ВЦ достигается при согласовании антенно-фидерного устройства с входным контуром с учетом нагрузки, т.е. входного сопротивления первого каскада приемника. Режим согласования используется, например, в приемниках СВЧ (f>300 МГц), в профессиональных приемниках магистральной связи декаметровых волн при использовании настроенных антенн. Однако при использовании такого режима значительно расширяется полоса пропускания и снижается избирательность ВЦ.

При изучении материала необходимо обратить внимание на зависимость коэффициента усиления и полосы пропускания ВЦ от степени связи с АФУ, вопросы оптимизации связи, при которой достигается режим согласования и максимальный коэффициент передачи ВЦ.

В приемниках диапазонов ДВ, СВ и КВ, работающих с ненастроенными антеннами, связь ВЦ с антенной делается более слабой для того, чтобы не ухудшить избирательность приемника. Необходимо внимательно изучить основные схемы и теорию работы ВЦ с ненастроенной антенной, рассмотреть случаи внешнеемкостной, внутриемкостной, индуктивной и комбинированной связи ВЦ с ненастроенной антенной.

Большое значение имеют вопросы работы ВЦ с различными типами направленных антенн (ферритовыми, рамочными), имеющих малые габариты и высокую эффективность.

При изучении входных цепей диапазона СВЧ необходимо обратить на конструктивные особенности их выполнения (микрополосковые линии, связанные волноводные и диэлектрические резонаторы).

Схемотехническое решение входных цепей во многом определяет чувствительность, избирательность и рабочий диапазон РПУ.

Преобразователи частоты используются для переноса принимаемого сигнала, частота которого находится в диапазоне настройки РПУ, на другую фиксированную частоту. Это позволяет применить селектирующие цепи, настроенные на неизменяемую частоту и, тем самым, повысить избирательность устройства в целом.

При изучении теории надо иметь в виду, что при преобразовании частоты возникают побочные каналы приема. ГОСТ 23611-79 “Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств” дает определение: «Побочным каналом приема называется полоса частот, находящаяся за пределами основного канала приема, которая проходит на выход приемника». К побочным каналам относятся каналы, включающие зеркальную, промежуточную, комбинационные частоты и субгармоники частоты настройки приемника. Наиболее опасным побочным каналом в супергетеродинном приемнике является зеркальный канал.

Следует внимательно изучить методы борьбы с побочными каналами:  выбор величины промежуточной частоты; выбор рабочей точки смесителя; использование методов двукратного и многократного преобразования частоты.

При изучении схемотехники преобразователей частоты нужно обратить внимание на особенности преобразователей с отдельным и совмещенным гетеродином, выяснить их положительные и отрицательные стороны, уделив особое внимание цепям развязки гетеродина и сигнала, необходимости использования сопряженной настройки резонансных контуров преселектора и гетеродина.

В диапазоне СВЧ широкое распространение получили диодные преобразователи частоты, где существенную роль начинают играть шумы гетеродина. Для уменьшения их влияния используются схемы балансного преобразования частоты с двумя диодными смесителями.

Преобразователи частоты используются для переноса принимаемого сигнала, частота которого находится в диапазоне настройки РПУ, на другую фиксированную частоту. Это позволяет применить селектирующие цепи, настроенные на неизменяемую частоту и, тем самым, повысить избирательность устройства в целом.

Схемотехника детекторов определяется видом детектируемого сигнала.

Основными показателями детекторов амплитудно-модулированных сигналов являются: характеристика детектирования, коэффициент передачи, линейные и нелинейные искажения, входное и выходное сопротивления, коэффициент фильтрации высокочастотного сигнала. Основными требованиями, предъявляемыми к амплитудным детекторам, являются: низкий уровень нелинейных искажений, высокий коэффициент передачи и высокое входное сопротивление. Различают следующие типы АМ-детекторов: диодный детектор в режиме слабых сигналов, диодный детектор в режиме сильных сигналов и транзисторные детекторы. Выделяют также детекторы на интегральных микросхемах.

При изучении диодных детекторов, работающих в режиме слабых сигналов нужно обратить внимание на их недостатки: малый коэффициент передачи, большой уровень нелинейных искажений и малое входное сопротивление. Все это ограничивает область их применения.

Диодный детектор сильных сигналов нашел наиболее широкое применение в силу малых нелинейных искажений при детектировании.

Важно обратить внимание на особенности работы данного диодного детектора (работа с отсечкой тока диода, последовательное и параллельное подключение нагрузки, причины появления нелинейных искажений сигнала).

Особого внимания требует работа транзисторного и других типов амплитудных детекторов. Полезно провести сравнительный анализ их работы, преимуществ и недостатков.

Детекторы сигналов с угловой модуляцией предназначены для преобразования частоты или фазы принимаемого сигнала в пропорциональное изменение напряжения или тока на выходе детектора. Детекторы угловой модуляции делят на частотные и фазовые.

Частотному или фазовому детектированию, как правило, предшествует ограничение их амплитуды с помощью специальных схем амплитудного ограничения.

При изучении схемотехники и принципов работы данного класса схем необходимо обратить внимание на особенности их применения, характеристики, методику расчета.

При рассмотрении методов детектирования импульсных сигналов следует выделить два основных варианта построения импульсных детекторов: преобразователи радиоимпульса в видеосигнал и пиковые детекторы, в которых низкочастотный сигнал на выходе устройства повторяет закон изменения общей огибающей принимаемых радиоимпульсов.

Управление радиоприемными устройствами можно разделить на ручное, автоматическое и дистанционное. С помощью ручных регулировок осуществляется, в основном, перестройка по частоте, регулировка ширины пропускания, регулировка усиления, введение различного рода корректоров (например, регулировка тембра).

Среди автоматических устройств наиболее часто используются: автоматическая регулировка усиления (АРУ), автоматическая подстройка частоты (частотная и фазовая), автоматическая перестройка частоты (панорамный поиск сигнала). Дистанционное управление, возможно, любыми видами регулировок РПУ с помощью электромеханических или электронных устройств.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные параметры входных цепей.

2. Приведите эквивалентные схемы приемных антенн.

3. Расскажите об основных способах перекрытия диапазона частот.

4. Чем отличается перестройка ВЦ с помощью емкости от перестройки с помощью индуктивности?

5. Какими параметрами определяется коэффициент передачи входной цепи? Каковы условия получения максимального коэффициента передачи?

6. От чего зависит ширина полосы пропускания входной цепи?

7. В чем особенности работы входных цепей с настроенными и ненастроенными антеннами?

8. Из каких соображений выбирается величина связи входного контура с ненастроенной антенной?

9. Как выбирается связь входного контура с активным элементом?

10. Как изменяется резонансный коэффициент передачи входной цепи по диапазону частот при различных видах связи с ненастроенной антенной? Почему?

11. От чего зависит избирательность входных цепей?

12. Из каких соображений выбирается связь входного контура с настроенной антенной? Объясните особенности работы различных схем связи ВЦ с настроенной антенной.

13. Чем отличаются входные цепи приемников диапазона СВЧ?

14. Назовите основные схемотехнические решения входных цепей, поясните их основные характеристики и области применения.

15. Какие параметры активного элемента наиболее удобны для анализа на высоких частотах?

16. Нарисуйте обобщенную эквивалентную схему резонансного усилителя и определите коэффициент усиления.

17. Как получить максимальное усиление при заданной полосе пропускания усилителя? Какие при этом возможны режимы работы?

18. Как получить равномерное усиление в диапазоне частот?

19. Как влияет обратная связь в усилителе на форму резонансной кривой?

20. Определите условия устойчивой работы усилителя.

21. Какие существуют методы повышения устойчивости резонансных усилителей?

22. Нарисуйте схему усилителя с нейтрализацией внутренней обратной связи? Каковы условия нейтрализации?

23. Как определяется коэффициент шума усилителя и от чего он зависит?

24. Какие преимущества и недостатки различных схем УРС (ОБ, ОЭ и ОК и т.д.)? Объясните их.

25. Особенности конструкции усилителей дециметрового диапазона волн.

26. Особенности малошумящих транзисторных усилителей СВЧ.

27. Расскажите об основных требованиях к преобразователям частоты.

28. В чем причины появления побочных каналов приема?

29. С какой целью применяется двукратное и многократное преобразование частоты?

30. В чем особенности усилителей промежуточной частоты?

31. Как определяется коэффициент усиления и полоса пропускания многокаскадного усилителя?

32. Почему при широкой полосе пропускания трудно получить большое усиление?

33. Объясните причины изменения характеристик усилителей промежуточной частоты.

34. Чем обусловлено стремление сосредоточить избирательность в одном месте тракта? Какие фильтры применяются для этой цели?

35. Расскажите о схемотехнике диодного преобразователя частоты. В чем его положительные и отрицательные стороны?

36. Чем отличается работа транзисторных преобразователей частоты с совмещенным и отдельным гетеродином? Проведите сравнительный анализ указанных схем.

37. Поясните принцип работы балансных смесителей.

38. Что такое параметрические усилители? Поясните принципы их работы.

39. Что такое крутизна преобразования? Способы увеличения ее значения.

40. Требования, предъявляемые к амплитудным детекторам.

41. Что называется коэффициентом передачи, детекторной характеристикой и входной проводимостью детектора?

42. Приведите принципиальную схему диодного амплитудного детектора и поясните принцип его работы. Что определяет режим работы устройства?

43. В чем специфика работы диодных детекторов сильных и слабых амплитудно-модулированных сигналов?

44. От чего зависит входная проводимость диодного детектора в режиме сильных сигналов?

45. Какие причины могут вызвать нелинейные искажения при диодном детектировании сильных сигналов?

46. Объясните назначение и принцип действия амплитудных ограничителей.

47. Каким образом работает динамический подавитель амплитудной модуляции? В чем его отличие от амплитудных ограничителей?

48. Приведите схемотехнические варианты реализации фазовых детекторов и поясните принципы их работы.

49. В чем особенности реализации детекторов ЧМ сигналов? Приведите их схемы, сравните области применения и характеристики.

50. Объясните принцип преобразования ЧМ колебаний в АЧМ колебания на примере одноконтурного частотного детектора.

51. Что является общим и что отличает ЧД с двумя расстроенными от ЧД с взаимосвязанными контурами?

52. Поясните процессы, происходящие в дробном детекторе. В чем его преимущества перед другими схемами ЧД?

53. Проведите сравнительный анализ характеристик детекторов по каждой из рассмотренных групп.

54. Проведите сравнительный анализ различных видов АРУ. Объясните их положительные стороны и недостатки.

55. Каким образом осуществляется управление коэффициентом усиления в тракте радиочастоты?

56. Какие искажения возникают при введении АРУ, в чем причины их появления?

57. Каким образом выбирается постоянная времени АРУ?

58. Какими параметрами одноконтурных, двухконтурных и многоконтурных фильтров необходимо управлять, чтобы регулировать полосу пропускания приемника?

59. От чего зависит устойчивая работа системы АПЧ? Что называется полосой захвата, и что - полосой удержания АПЧ?

60. Как осуществляется повышение устойчивой работы систем АПЧ?

61. Объясните процессы, происходящие в системе частотной АП при увеличении расстроек от малых значений к большим и наоборот.

62. Объясните процессы, происходящие в системе ФАП, при разомкнутом и замкнутом кольце автоподстройки.

2.5 Радиоприемные устройства различного назначения

Радиовещательные приемники. ГОСТ 5651–89. Основные проблемы повышения качества радиоприема. Прием стереофонических передач. Радиоприемники магистральной связи. Прием телеграфных и телефонных сигналов. Проблемы повышения надежности радиосвязи. Радиоприемники низовой УКВ радиосвязи. Особенности построения и проблемы улучшения качественных характеристик. Радиолокационные приемники. Работа приемника и передатчика на одну антенну. Особенности УПЧ и автоматических регулировок. Телевизионные приемники. Особенности построения преселекторов, УПЧ, разделения звукового сопровождения и изображения.

Методические указания

При изучении РПУ различного назначения нужно обратить внимание на то, что их структурные и схемотехнические решения зависят от их области применения, рабочего частотного диапазона и вида принимаемых сигналов.

Необходимо выделить особенности построения приемников звукового вещания телевидения, работают в диапазоне частот от 148 кГц до 890 МГц. В данных устройствах осуществляется прием сигналов с различными видами сигналов, имеющих амплитудную, частотную, амплитудную с частично подавленной несущей модуляции. Особенности обработки этих сигналов сказались на структуре и схемотехнике как бытовых, так и профессиональных РПУ. Профессиональные радиоприемные устройства применяются в радиоцентрах, на самолетах, судах.

При изучении работы РПУ различного назначения обратите внимание на причины возникновения нелинейных искажений при неточной настройке на принимаемый сигнал. Это обусловлено, в первую очередь, формой частотной характеристики фильтрующих цепей приемника.

При изучении амплитудного детектирования принимаемого сигнала при наличии помехи от посторонней станции следует обратить внимание на эффекты подавления сигнала помехой и наоборот. Обратите внимание на влияние инерционности детектора на эффект подавления помех.

Рассматривая методы синхронного детектирования обратите внимание на необходимость выделения опорного сигнала, что является достаточно сложной технической задачей. Однако при этом повышается качество приема, что делает целесообразным применение синхронного детектирования.

Применение однополосной модуляции обусловлено экономией мощности передатчика, либо используемой полосой частот. Преимущества однополосной модуляции обусловило ее широкое применение в условиях коротковолновой связи. При изучении методов приема сигналов с ОМ обратите внимание на специфические искажения, возникающие в РПУ.

Следует обратить внимание на особенности приема дискретных сигналов (АТ, ЧТ, ДЧТ, ОФТ) и возникающие в этих случаях искажения, а также методы борьбы с ними.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды сигналов используются в радиовещании и телевидении?

2. Дайте физическое толкование отличий в процессе работы инерционного и безынерционного детектора при детектировании двух АМ сигналов.

3. Оцените преимущества синхронного детектирования АМ сигналов и объясните процессы, происходящие в устройствах синхронизации местного гетеродина.

4. Объясните методы приема ЧМ стереосигналов.

5. Нарисуйте функциональную схему вещательного приемника, содержащего АМ и ЧМ тракты. Поясните назначение каждого узла.

6. На функциональной схеме ЧМ стереоприемника покажите отдельные узлы, поясните их назначение.

7. Какие особенности отличают схемы приемники ОМ сигналов с пилот-сигналом и без него?

8. Сравните помехоустойчивость приема ОМ, АМ и ЧМ сигналов.

9. Поясните явление порога при приеме ЧМ сигналов. Почему порог не наблюдается при приеме ОМ сигналов.

10. Приведите функциональную схему профессионального приемника декаметровых волн. Поясните назначение отдельных узлов, выделите особенности их работы.

11. В чем особенности приемных радиостанций дальней связи?

12. Объясните особенности приемников магистральных линий связи.

2.6 Заключение. Обзор курса, перспективы

Перспективы развития техники приема и обработки радиосигналов. Освоение новых диапазонов частот. Повышение надежности и проблема интеграции радиоприемника. Внедрение новых видов сигналов.

3 Перечень тем лабораторных занятий

3.1 Исследование входных цепей радиоприемника.

3.2 Исследование транзисторного усилителя промежуточной частоты.

3.3 Исследование транзисторного преобразователя частоты.

3.4 Исследование амплитудных диодных детекторов.

3.5 Исследование амплитудных ограничителей и частотного детектора.

3.6 Исследование систем АРУ приемников.

3.7 Изучение принципа работы супергетеродинного приемника

 АМ-сигналов.

4 Перечень тем практических занятий

На практических занятиях решаются задачи на определение основных характеристик приемника. Рассчитываются структурные схемы приемников, а также принципиальные электрические схемы различных каскадов приемников. Эти занятия проводятся по следующим темам:

-       общие характеристики радиоприемных устройств;

-       входные цепи приемников;

-       резонансные усилители;

-       усилители промежуточной частоты;

-       преобразователи частоты;

-       детекторы;

-       системы автоматической регулировки усиления и АПЧ.

5 Курсовая работа

5.1 Общие положения курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Радиоприемные устройства» выполняется на заключительном этапе изучения курса и ставит следующие цели:

- систематизация и расширение теоретических и практических знаний по курсу;

- овладение методикой исследования и навыками самостоятельной работы при решении инженерной задачи;

- овладение навыками работы с технической литературой;

- развитие умения использовать вычислительную технику при выполнении расчетов.

В ходе выполнения курсовой работы следует познакомиться с оптимальными методами решения поставленной задачи радиоприема, с разработанными ранее аналогичными радиоприемными  устройствами, дать их критический анализ и использовать отдельные, наиболее рациональные решения в процессе её выполнения.

Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки, со всеми необходимыми расчетами, схемами и графиками.

Курсовая работа завершается её защитой.

5.2 Тематика курсовых проектов

5.2.1 Перечень типовых заданий и выбор параметров приемника

Объектом проектирования является супергетеродинный приемник системы радиосвязи, радиовещания или радиолокации одного из следующих типов:

- приемник непрерывных сигналов с амплитудной модуляцией (АМ);

- приемник непрерывных сигналов с частотной модуляцией (ЧМ);

- приемник дискретных сигналов с амплитудной манипуляцией;

- приемник дискретных сигналов с частотной манипуляцией;

- приемник спутникового канала передачи данных.

Выбор варианта задания осуществляется по последним двум цифрам номера зачетной книжки в соответствии с таблицей 1, а его параметров по таблицам А1, Б1, В1, Г1, Д1 в зависимости от типа приемника.

По согласованию с руководителем курсовой работы тема может носить не только учебный, но и реальный характер. Разрешается также выполнение работы исследовательского характера, связанной с разработкой методики расчета или цифрового моделирования отдельных схем и узлов радиоприемного устройства.

5.2.2 Типовые задания для проектирования приемников аналоговых сигналов с амплитудной модуляцией

Спроектировать вещательный приемник для приема сигналов с амплитудной модуляцией. Настройка приемника плавная и выполняется оператором по принимаемому сигналу. В приемнике должна быть предусмотрена система автоматической регулировки усиления. Чувствительность приемника задана в предположении, что единственной помехой является собственный шум приемника. Параметры выбираются из таблицы А1. Список используемых в таблице обозначений приведен ниже.

5.2.3 Типовые задания для проектирования приемников сигналов с амплитудной манипуляцией

Спроектировать приемник амплитудно-манипулированных сигналов. Настройка приемника плавная и выполняется оператором по принимаемому сигналу. В приемнике должна быть предусмотрена система автоматической регулировки усиления. Чувствительность  приемника задана в предположении, что единственной помехой является собственный шум  приемника. Параметры выбираются из таблицы Б1.

5.2.4 Типовые задания для проектирования приемников аналоговых сигналов с частотной модуляцией (ЧМ)

Спроектировать вещательный приемник ЧМ сигналов по данным, приведенным в таблице В1. В приемнике должна быть предусмотрена система автоматической подстройки частоты и должны быть приняты меры по достижению высокой чувствительности.

5.2.5 Типовые задания для проектирования приемников спутникового канала передачи данных

Спроектировать приемник спутникового канала передачи данных с параметрами приведенными в таблице Г1. Настройка приемника фиксированная. Должны быть приняты меры по повышению реальной чувствительности приемника (например, на частотах больше 200 МГц рекомендуется  применение УРЧ на малошумящих транзисторах).

5.2.6 Типовые задания для проектирования приемников сигналов с частотной манипуляцией.

Спроектировать вещательный приемник ЧМ сигналов по данным, приведенным в таблице Д1. В приемнике должна быть предусмотрена система автоматической подстройки частоты и должны быть приняты меры по достижению высокой чувствительности, а также необходимо предусмотреть систему автоматической регулировки усиления.

5.2.7 Перечень принятых обозначений в типовых заданиях

F – частота сигнала; b – относительная нестабильность частоты принимаемых сигналов; F – частота модуляции; Fт – частота тональной модуляции амплитудно-манипулированных сигналов (прочерк означает отсутствие тональной модуляции); m – коэффициент модуляции АМ сигналов;  – индекс модуляции ЧМ сигналов;  – отношение сигнал-шум на выходе приемника; ЕА – чувствительность приемника;  – допустимый коэффициент амплитудно-частотных искажений;  – допустимый коэффициент гармоник; fрасстройка соседнего канала; Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Sпч – ослабление по промежуточной частоте; А/В – диапазон действия АРУ; Капч – коэффициент автоподстройки частоты;  – длительность импульса (телеграфной посылки ); Рвых – выходная мощность приемника; Uвых – выходное напряжение видеоусилителя; Rа – сопротивление антенны; lа – расстояние от антенны до приемника.

5.2.8 Объем и содержание курсовой работы

Курсовая работа включает в себя следующие разделы:

- титульный лист;

- введение;

- развернутое техническое задание;

- подбор и анализ приемника прототипа;

- обоснование и расчет структурной схемы радиоприемника;

- разработку принципиальной схемы приемника;

- электрический расчет одного из субблоков приемника;

- распечатку программы и результат расчета на ЭВМ;

- список использованной литературы;

- оглавление.  

Пояснительная записка выполняется на листах формата А4 и иметь объем 25-35 листов. Принципиальная электрическая схема выполняется по всем правилам ГОСТа. Перечень элементов приводится только для субблока, который был электрически рассчитан. Принципиальная схема должна полностью соответствовать содержанию пояснительной записке. Один из расчетов должен быть выполнен с применением ЭВМ.

Развернутое техническое задание состоит из основных характеристик, заданных преподавателем и дополнительных технических характеристик, которые берутся из ГОСТов и нормативных актов, например, напряжение питания, параметры транзисторов, микросхем. Технические характеристики, которые не заданы преподавателем и не установленные ГОСТами и нормативными актами, такие как, климатические и механические требования и т.д., выбираются любые по желанию.

Подбор и анализ приемника прототипа проводится путем поиска в технической литературе или на интернет страницах. Это дает возможность сравнить различные структурные схемы приемников, а также технические решения отдельных узлов и путем синтеза найти оптимальное решение поставленной задачи.                    

На стадии эскизного проектирования обосновывается выбранная структурная схема радиоприемного устройства. При этом она может  быть уточнена по сравнению со стадией технического предложения. Обоснование приводится путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований. Например, могут сравниваться методы построения супергетеродинного приемника с однократным или двукратным преобразованием частоты, схемы с автоподстройкой частоты и без нее и т.д.

На этапе эскизного проектирования студент должен выполнить следующие расчеты.

Определяется полоса пропускания радиоприемного тракта. Выбирается промежуточная частота. Дается оценка коэффициента шума приемника и его чувствительности. Распределяется усиление  по тракту приемника, выбирается тип усилительных элементов, и рассчитываются их характеристики в требуемом диапазоне частот. Выбирается  тип преселектора и УПЧ, рассчитывается необходимое число каскадов, выбирается тип схемы необходимых ручных и автоматических регулировок (АРУ, АПЧ), определяется тип детектора, схема и число каскадов видеоусилителя или усилителя низкой частоты. Затем выбираются и обосновываются схемы вспомогательных устройств (индикаторов настройки, устройств шумоподавления, контрольных устройств и т.д.). Результаты эскизного расчета сводятся в таблицу и являются основанием для разработки принципиальной схемы радиоприемника.   

Следующий раздел заключается в разработке принципиальной схемы всего приемника и электрическом расчете отдельных его цепей и каскадов. Как правило, приводится расчет принципиальной схемы одного из субблоков приемника: преселектора с преобразователем частоты, усилителя промежуточной частоты, демодулятора с устройствами  подавления помех. Составляется спецификация к принципиальной схеме субблока. Выбор типа элементов производится с учетом номинала и рассеиваемой мощности, технических требований к прибору, наличия элементов данного типа в серийном производстве, с учетом экономической целесообразности и предполагаемой технологии изготовления прибора.

5.2.9 Оформление курсового проекта

Пояснительная записка должна быть написана на листах формата А4 (210*297), хорошим инженерным языком, в сжатой форме с четкими формулировками и определениями. Применяемые термины должны быть стандартными или являться общепринятыми в технической литературе.

Текст пояснительной записки должен быть разбит на разделы. В начале каждого раздела необходимо привести исходные данные из технического задания или из эскизного расчета. Должны быть приведены обоснования принятых решений, а также указаны источники любой вводимой в проект информации (стандарты, статьи, монографии и т.д.). В конце раздела следует привести все основные результаты расчета.

При расчете отдельных каскадов (узлов) необходимо привести в записке принципиальную схему, выполненную в соответствии с требованиями ЕСКД на белой бумаге. Позиционные обозначения элементов на схеме должны быть такими же, как на чертеже принципиальной схемы приемника. Соответствующие обозначения используются и в тексте пояснительной записки. Расчетные формулы записываются с применением стандартных буквенных обозначений входящих в них величин, затем выполняется числовая подстановка и записывается результат вычислений с разумным округлением и с указанием единицы измерения. Формулы, на которые есть ссылки в дальнейшем, должны иметь сквозную нумерацию.

Если расчеты некоторых каскадов или функциональных узлов выполняются на ЭВМ, то необходимо привести программу и результаты расчета.

Если расчет выполняется с использованием характеристик активных элементов или номограмм, то необходимо привести четкие графические построения, связанные с расчетом.

Все иллюстративные материалы должны иметь порядковый номер и подрисуночные подписи.

5.3 Порядок защиты курсовой работы  

Курсовая работа, полностью законченная и оформленная, сдается на проверку руководителю за 2-4 дня до защиты. Курсовая работа возвращается студенту после проверки с письменными замечаниями преподавателя и указанием о допуске к защите. Если курсовая работа выполнена в соответствии с техническим заданием и требованиями к оформлению, если принятые решения работоспособны и целесообразны, а расчеты верны и выявленные при проверке незначительные неточности и недоработки легко могут быть исправлены при подготовке к защите. Если выявлены грубые ошибки, то студент к защите не допускается и ему предлагается доработать или переработать работу.

К защите представляются полностью законченная и оформленная курсовая работа с замечаниями преподавателя и с исправлениями, если в этом возникла необходимость. На проекте должна быть виза руководителя о допуске к защите.

Защита состоит из краткого доклада студента (5-7 мин) о поставленной перед ним задаче, основных структурных, принципиаль­ных, схемных, расчетных и конструктивных решениях, при помощи кото­рых удалось целесообразно реализовать технические требования к передатчику. Затем студент отвечает на вопросы комиссии, состоя­щей из двух человек, одним из которых является преподаватель-ру­ководитель проектирования защищающегося студента. Вопросы комис­сии относятся к проектируемому передатчику, принципам работы от­дельных каскадов и узлов, методам расчета, особенностям конструк­ции и эксплуатации. После защиты комиссия выносит решение об оценке курсовой работы и объявляет ее студенту.

Приложение А

               Т а б л и ц а А.1 – Исходные данные для вещательных приемников с  амплитудной модуляцией

N

f, МГц

b

F, кГц

m

,

дБ

ЕА,

мкВ

,

%

,

дБ

fс,

кГц

Sск,
дБ

Sзк,

дБ

Sпч,

дБ

А/В, дБ

Рвых,

Вт

Вариант №1

1,9-1,95

2*10-5

0,1-3,0

0,9

20

20

10

6

10

26

32

40

40/6

0,5

Вариант №6

1,9-1,95

3*10-5

0,15-4,0

0,8

20

25

12

6

10

20

32

40

40/6

0,5

Вариант №11

3,6-3,65

2*10-5

0,1-3,0

0,9

18

10

10

6

10

26

32

40

40/6

0,5

Вариант №16

3,6-3,65

3*10-5

0,15-4,0

0,8

18

15

12

6

10

20

32

40

40/6

0,5

Вариант №21

7,04-7,075

  10-5

0,1-3,0

0,9

16

3

10

6

10

26

26

32

40/6

0,5

Вариант №26

7,04-7,075

  10-5

0,15-4,0

0,8

16

5

12

6

10

20

26

32

40/6

0,5

Вариант №31

14,11-14,35

5*10-6

0,1-3,0

0,9

14

3

10

6

25

26

26

32

40/6

0,5

Вариант №36

14,11-14,35

5*10-6

0,15-4,0

0,8

14

3

12

6

25

20

26

32

40/6

0,5

Вариант №41

21,15-21,45

3*10-6

0,1-3,0

0,9

12

3

12

6

25

20

20

26

40/6

0,5

Вариант №46

28,2-29,7

2*10-6

0,1-3,0

0,9

12

3

12

6

25

20

20

26

40/6

0,5

П р и м е ч а н и е — f – частота сигнала; b – относительная нестабильность частоты принимаемых сигналов; F – частота модуляции; m – коэффициент модуляции АМ сигналов;  – отношение сигнал-шум на выходе приемника; ЕА – чувствительность приемника;  – допустимый коэффициент амплитудно-частотных искажений;  – допустимый коэффициент гармоник; fрасстройка соседнего канала; Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Sпч – ослабление по промежуточной частоте; А/В – диапазон действия АРУ; Рвых – выходная мощность приемника.

Приложение Б

         Т а б л и ц а Б.1 – Исходные данные для приемников с амплитудной манипуляцией

N

f, МГц

b

, мкс

m

, дБ

ЕА,

мкВ

,

%

,

дБ

fс,

кГц

Sск,
дБ

Sзк,

дБ

Sпч,

дБ

А/В,

дБ

Рвых,

Вт

Вариант №2

1,9-1,95

2*10-5

500

0,9

20

20

10

6

10

26

46

60

40/6

0,1

Вариант №7

1,9-1,95

3*10-5

400

0,8

20

25

12

6

10

20

46

60

40/6

0,1

Вариант №12

3,6-3,65

2*10-5

300

0,9

18

10

10

6

10

26

40

60

40/6

0,1

Вариант №17

3,6-3,65

3*10-5

200

0,8

18

15

12

6

10

20

40

60

40/6

0,1

Вариант №22

7,04-7,075

  10-5

180

0,9

16

3

10

6

10

26

40

60

40/6

0,1

Вариант №27

7,04-7,075

  10-5

160

0,8

16

5

12

6

10

20

40

40

40/6

0,1

Вариант №32

14,11-14,35

5*10-6

80

0,9

14

3

10

6

25

26

36

40

40/6

0,1

Вариант №37

14,11-14,35

5*10-6

60

0,8

14

3

12

6

25

20

36

40

40/6

0,1

Вариант №42

21,15-21,45

3*10-6

40

0,9

12

3

12

6

25

20

32

40

40/6

0,1

Вариант №47

28,2-29,7

2*10-6

20

0,9

12

3

12

6

25

20

26

40

40/6

0,1

П р и м е ч а н и е — f – частота сигнала; b – относительная нестабильность частоты принимаемых сигналов; m – коэффициент модуляции АМ сигналов;  – отношение сигнал-шум на выходе приемника; ЕА – чувствительность приемника;  – допустимый коэффициент амплитудно-частотных искажений;  – допустимый коэффициент гармоник; fрасстройка соседнего канала; Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Sпч – ослабление по промежуточной частоте; А/В – диапазон действия АРУ;  – длительность импульса (телеграфной посылки); Рвых – выходная мощность приемника.

Приложение В

                       Т а б л и ц а В.1 – Исходные данные для вещательных приемников с частотной модуляцией

N

f, МГц

F, кГц

Sск, дБ

Sзк, дБ

, дБ

,%

Капч

Рвых, Вт

Вариант №3

49,75

0,05-10

4

32

40

26

1,5

15

1

Вариант №8

59,25

0,05-15

5

40

40

20

2,0

25

1

Вариант №13

77,25

0,05-15

4

46

40

26

1,5

20

1,5

Вариант №18

85,25

0,05-15

3

40

40

16

2,0

30

2

Вариант №23

93,25

0,05-10

7

36

36

30

2,0

15

1

Вариант №28

66-72

0,05-10

5

36

36

20

3,0

50

2

Вариант №33

30-40

0,1-3.5

1

26

32

6

5,0

10

0,4

Вариант №38

80-100

0,1-5,0

1,5

30

32

10

3,0

30

0,2

Вариант №43

150-170

0,1-4,0

2

33

30

6

5,0

40

0,1

Вариант №48

170-200

0,1-5,5

4

40

26

10

5,0

35

0,5

П р и м е ч а н и е — f – частота сигнала; F – частота модуляции;  – индекс модуляции ЧМ сигналов;  – отношение сигнал-шум на выходе приемника;  – допустимый коэффициент гармоник; Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Капч – коэффициент автоподстройки частоты; Рвых – выходная мощность приемника.

Приложение Г1

                       Т а б л и ц а Г.1 – Исходные данные для приемников спутникового канала передачи данных

N

f, ГГц

, мкс

Sск, дБ

Sзк, дБ

, дБ

Rа, Ом

lа, м

Uвых, В

Вариант №4

27

0,2

32

40

10

74

20

2

Вариант №9

25

0,1

40

40

15

74

5

2

Вариант №14

14

0,3

46

40

20

74

0,5

4

Вариант №19

6

0,3

40

40

10

78

10

3

Вариант №24

12

0,5

36

36

15

78

10

3

Вариант №29

4

0,1

36

36

20

78

1

1

Вариант №34

20

0,1

26

32

10

100

5

4

Вариант №39

10

0,2

30

32

15

100

3

2

Вариант №44

7

0,2

33

30

20

100

5

3

Вариант №49

11

1

40

26

10

100

45

3

П р и м е ч а н и е — f – частота сигнала;  – отношение сигнал-шум на выходе приемника;  – длительность импульса (телеграфной посылки); Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Uвых – выходное напряжение видеоусилителя; Rа – сопротивление антенны; lа – расстояние от антенны до приемника.

Приложение Д1

                    Т а б л и ц а Д.1 – Исходные данные для приемников с частотной манипуляцией

N

f, МГц

, мкс

Sск, дБ

Sзк, дБ

, дБ

,%

Капч

Рвых, Вт

Вариант №5

135-155

45

4

32

40

26

1,5

15

1

Вариант №10

155-175

40

5

40

40

20

2,0

25

1

Вариант №15

400-420

35

4

46

40

26

1,5

20

1,5

Вариант №20

420-440

30

3

40

40

16

2,0

30

2

Вариант №25

440-460

25

7

36

36

30

2,0

15

1

Вариант №30

66-72

50

5

36

36

20

3,0

50

2

Вариант №35

1240-1300

10

3

26

32

6

5,0

10

0,4

Вариант №40

80-100

70

1,5

30

32

10

3,0

30

0,2

Вариант №45

150-170

80

2

33

30

6

5,0

40

0,1

Вариант №50

170-200

60

4

40

26

10

5,0

35

0,5

П р и м е ч а н и е — f – частота сигнала;  – длительность импульса (телеграфной посылки);  – индекс модуляции ЧМ сигналов;   – отношение сигнал-шум на выходе приемника;  – допустимый коэффициент гармоник; Sск – ослабление соседнего канала; Sзк – ослабление зеркального канала; Капч – коэффициент автоподстройки частоты; Рвых – выходная мощность приемника.

 

Список литературы

1. Кузнецов М.А., Сенина Р.С. Радиоприёмники АМ, ОМ, ЧМ сигналов. Пособие по проектированию. Изд. 4-е. – СПб. СПбГУТ ст «Факультет ДВО»,  2000.

2. Алексеев Ю.П. Бытовая радиоприёмная и звуковоспроизводящая аппаратура: Справочник. – М.: Радио и связь, 1991.

3. Калихман С.Г., Левин Я.М. Радиоприёмники на полупроводниковых приборах. Теория и расчёт. – М.: Связь, 1979.

4. Полупроводниковые приборы. Диоды высокочастотные, диоды импульсные, оптоэлектронные приборы. Справочник / под ред. А.В.Голомедова. – М.: Радио и связь, 1988.

5. Шапиро Д.Н. Расчёт каскадов транзисторных радиоприёмников. – Л.: Энергия,1968.

6. Буга Н.Н. и др. Радиоприемные устройства: Учебник для вузов/ Н.Н.Буга, А.И. Фалько, Н.И. Чистяков; Под ред. Н.И. Чистякова. — М.: Радио и связь, 1986. — 320с.: ил.

7. Радиоприемные устройства. Под ред. А.П. Жуковского. — М.: Высшая школа, 1989.

8. Радиоприемные устройства. Под ред. Н.Н. Фомина. — М.: Радио и связь,2003.

9. Радиоприемные устройства. Под ред. Л.Г. Барулина. — М.: Радио и связь, 1984.

10. Тихонов В.И. Оптимальный прием сигнала. — М.: Радио и связь,1986.

11. Радиоприемные устройства. Под ред. А.Г. Зюко. — М.: Радио и связь, 1975.

12. Проектирование радиолокационных приемных устройств. Под ред. Соколова М.М. — М.: Высшая школа, 1984.

13.  Сборник задач и упражнений по курсу радиоприемных устройств. Под ред. Сифорова В.И. - М.: Радио и связь, 1984.

14. Справочник по учебному проектированию приемно-усилительных устройств. Под ред.М.К. Белкина. — Киев: Высшая школа, 1982.

Содержание

 

1 Общая информация о дисциплине «Радиоприемные устройства»

2 Рабочая программа и общие методические указания

3 Перечень тем лабораторных занятий

4 Перечень тем практических занятий

5 Курсовая работа

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Список литературы