Некоммерческое акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра телекоммуникационных систем
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
Методические указания для студентов всех форм обучения специальности 5В071900 - Радиотехника, электроника и телекоммуникации
Алматы 2012
СОСТАВИТЕЛИ: Р.А. Дарибаева, Т.А.Урусова. Программа производственных практик. Методические указания для студентов всех форм обучения специальности 5В071900 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации. — Алматы: АУЭС, 2012. - 14 с.
Методические указания содержат рекомендации по подготовке, проведению различных видов практик, а также рекомендации по выбору тем индивидуальных заданий и требования к оформлению отчета.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальности РЭТ, ТКС, ГОСО РК 5.03.005 – 2009.
Библиогр. — 30 назв.
Рецензент: канд.тех.наук, доцент Е.В. Ползик
Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012 г.
© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2012 г.
Введение
Производственная практика является одной из форм учебного процесса, поэтому цель практики в соответствии с квалификационной характеристикой – это приобретение студентами знаний о реальных условиях эксплуатации радиотелевизионной и электронной аппаратуры, телекоммуникационных систем и сетей, условиях работы обслуживающего персонала, получение навыков для последующей производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в области проектирования, производства и эксплуатации радиотелевизионной и электронной аппаратуры, телекоммуникационных систем и сетей.
За время практической подготовки студенты должны закрепить знания, полученные в процессе обучения, овладеть навыками одной-двух рабочих профессий и ознакомиться с передовыми методами организации труда в процессе решения реальных производственных задач.
Все виды практик проводятся в научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах, на предприятиях, организациях и фирмах, производящих и эксплуатирующих, радиотелевизионную, электронную и телекоммуникационную аппаратуру, а также в учебных и научно-исследовательских лабораториях кафедр «Радиотехника», «Телекоммуникационные системы» АУЭС.
Эта производственная программа соответствует Правилам ГОСО РК 5.03.005-2009, утвержденными органами, наблюдающими за учебным процессом студентов.
1 Программы и базы производственной практики
1.1 Производственная практика организуются после завершения изучения дисциплин, по которым предусмотрена производственная практика, или теоретического обучения в целом.
Производственная преддипломная практика на выпускном курсе организуется после полного завершения теоретического обучения.
1.2 Обучающиеся дистанционной и заочной форм обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся представляют в высшее учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность.
1.3 Целью производственной практики является, закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности.
1.4 Базами производственной практики являются организации соответствующие профилю обучаемой специальности (или родственные организации).
1.5 Высшее учебное заведение заключает
соответствующие
договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора по
организации профессиональной практики, утвержденной уполномоченным органом в
области образования. Договора могут заключаться в рамках модели Корпоративный
Университет и Учебный научно-производственный центр (по необходимости).
Договора с базами практики должны быть заключены не позднее, чем за 1 месяц до начала учебного года.
1.6 Продолжительность и количество производственных практик определяются государственными общеобязательными стандартами и рабочими учебными планами по специальности.
1.7 По итогам производственной практики, обучающиеся представляют на соответствующую кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.
2 Задачи отдельных этапов практической подготовки и их содержание
Каждая из практик подчинена определенной цели и имеет свои задачи, которые определяют ее содержание, специфику организации и связаны с уровнем подготовленности студента.
2.1 Производственная практика
Цель практики - получение основных навыков будущей профессиональной деятельности. В задачи практики должны войти следующие основные вопросы:
-участие в научно-исследовательской и эксплуатационной деятельности лабораторий и отделов предприятия;
-участие в разработке проектно-конструкторской документации на основных этапах разработки РЭА и ТКС ее составлении в соответствии с требованиями международных стандартов, ГОСТ и ЕСКД;
-приобретение навыков выполнения основных инженерных расчетов;
-приобретение навыков моделирования, проведении и постановки экспериментальных исследований, обработки и анализа экспериментальных данных с использованием средств вычислительной техники;
-изучение методов испытания и контроля готовой продукции с применением электронной контрольно- измерительной аппаратуры;
-ознакомление с постановкой рационализаторской и изобретательской деятельности на предприятии;
-ознакомление с организацией охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды;
-приобретение навыков организаторской работы.
В содержание практики должно войти знакомство с деятельностью лабораторий и отделов предприятия. При этом, основное внимание, должно быть уделено эксплуатационным и ремонтным подразделениям предприятия.
Во время практики студенты знакомятся с деятельностью эксплуатационных и ремонтных подразделений, отделов технического контроля, лабораторий и отделов предприятия. Они могут работать на рабочих местах настройщиков аппаратуры, контролеров ОТК, лаборантов, техников, операторов по обслуживанию и ремонту при эксплуатации РЭА и ТКС и под руководством инженеров принимать участие в разработке новых электронных схем, их наладке и испытаниях.
2.2 Производственная (преддипломная) практика
Производственная (преддипломная) практика в соответствии с графиком учебного процесса и рабочим учебным планом проводится, как правило, на местах будущего трудоустройства в предприятиях, в НИИ, КБ, в коммерческих, частных структурах, занимающихся изготовлением, эксплуатацией и ремонтом радиотелевизионной и телекоммуникационной аппаратуры и как исключение, на кафедре университета.
Цель практики - подготовка студента к самостоятельному решению конкретной научно - технической задачи, поставленной перед выпускником , уровень сложности которой требует квалификации бакалавра.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-закрепить и расширить знания, полученные в процессе обучения, используя их для решения инженерно-технических задач, связанных с темой дипломной работы;
-изучить организацию научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской деятельности, а также работу экономической службы предприятия в новых экономических условиях;
-развивать навыки научно-исследовательской работы;
-совершенствовать способность постановки задач по актуальной научной проблеме;
-владеть новыми математическими , статистическими и физическими методами расчётов;
-собрать необходимый фактический материал по теме дипломной работы;
-собрать необходимый материал, связанный с организацией охраны труда, охраны окружающей среды, профгигиены на предприятии.
Содержание практики определяется работой студента в коллективе инженерно-технических работников на одной из штатных должностей или в качестве дублера. Он участвует в исследованиях, разработках, проектировании, техническом обслуживании, ремонте и настройке радиотелевизионной аппаратуры, телекоммуникационных систем и сетей в соответствии с темой выпускной работы. Содержание практики определяется общим индивидуальным заданием и в соответствии с календарным планом ее прохождения.
2.3 Содержание и порядок прохождения практики
После распределения студентов по отделам, цехам, участкам предприятий, оформления документов, инструктажа по технике безопасности, противопожарной безопасности, руководитель практики от производства проводит общее экскурсионное ознакомление с предприятием.
За время прохождения производственной практики от студента требуется решение многих вопросов, связанных с определением стратегии технического развития структуры предприятия, изучить особенности проектирования РЭА и телекоммуникационных сетей. Для совершенствования и модернизации существующих структур, студент должен иметь информацию о характеристиках оборудования, технико-экономических показателях деятельности предприятия: их цели, задачи, сети доступа, изучить функции и технические параметры вспомогательного оборудования. Все эти данные могут лечь в основу дипломной работы.
Технические задания практики должны определять обьём решаемых задач, их перечень, а также условия , в которых они выполняются , должны быть тесно связаны по содержанию и режимам исполнения. Программы должны отражать органическое сочетание завершающих этапов учебного процесса с производственной деятельностью предприятий отрасли радиоэлектроники и телекоммуникаций.
3 Примерная тематика индивидуальных заданий для студентов выпускающих кафедр «Радиотехника», «Телекоммуникационные системы»
-методы контроля работоспособности РЭА и ТКС в процессе производства и эксплуатации;
-методы визуальной и инструментальной диагностики РЭА и ТКС в процессе производства и эксплуатации;
-способы обеспечения электромагнитной совместимости РЭА;
-способы обеспечения теплового режима работы РЭА;
-способы обеспечения защиты РЭА, РЭУ, РЭК на подвижных объектах и на случай сейсмической опасности;
-уровень автоматизации основных операций компоновки, размещения элементной базы, узлов, блоков, пультов и т.д.;
-уровень автоматизации процессов контроля работоспособности и диагностики в процессе производства и эксплуатации РЭА;
-изучение структурных схем построения промышленного радиопередатчика для передачи сигналов (изображения, звукового сопровождения сотовой, пейджинговой, транкинговой, спутниковой, радиорелейной или магистральной связи);
-изучение принципиальной схемы высокочастотного тракта вышеперечисленных передатчиков, принципиальных промышленных схем, рассчитываемых в курсовом проекте;
-ознакомление и приведение практических работ по включению, настройке на рабочую частоту, эксплуатации радиопередатчика, а по возможности настройку и ремонт отдельных блоков и радиопередатчиков в целом;
-ознакомление с профессиональными компьютерными программами, установленными в организациях для редактирования сигналов звука или изображения, изучение их работы и разработка самостоятельно нескольких простых аудио-видеоклипов или роликов;
-при возможности доступа в Internet проведение поиска альтернативных вариантов структурных, принципиальных схем изучаемых блоков, устройств или систем;
-изучение основных видов изделий, выпускаемых или эксплуатируемых предприятиями, их технические характеристики;
- составление структурных схем оборудования;
- описание назначения отдельных узлов;
- составление плана модернизации оборудования;
- разработка программ на компьютере;
- расчёт отдельных узлов (регенерационных, дистанционного питания, параметры качества связи, надёжность и т.д.);
4 Охрана труда и окружающей среды
4.1
Изучение вопросов охраны труда
Цель - сформировать у студента четкое представление о неразрывности связи задач совершенствования производства и задач охраны труда, об ответственности за обеспечение безопасных условий труда, привить навыки безопасных приемов работы при изготовлении и наладке радиоэлектронных устройств, подготовить студентов к восприятию дисциплины «Охрана труда и окружающей среды».
В задачи практической подготовки (в зависимости от вида практики) должны войти:
-ознакомление с организацией службы охраны труда на производстве, в цехе и на рабочем месте;
-изучение правильной организации рабочего места (рабочая поза, размещение объектов труда комплектующих изделий, оборудования, инструментов, приборов);
-изучение влияния на человека вредных факторов, связанных с технологией радиоэлектронной промышленности, их источников и способов защиты;
-ознакомление с организацией пожарной охраны, возможными источниками возгорания и средствами пожаротушения;
-изучение правил техники безопасности при работе с электрооборудованием, приемов оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током;
-ознакомление с защитными мероприятиями по обеспечению электробезопасности и индивидуальными средствами защиты.
Методическое обеспечение при изучении вопросов охраны труда осуществляется кафедрой «Охраны труда и окружающей среды».
Вопросы охраны труда включаются в индивидуальное задание и отражаются в отчетах практик.
4.2 Изучение вопросов охраны окружающей среды
Цель - формирование у студентов понимания взаимодействия производства и его продуктов с окружающей средой, внимательного отношения к проблемам экологии. В задачи практики необходимо включить:
-изучение организации охраны окружающей среды на предприятии (правовые и нормативные документы, санитарные нормы и т.п.);
-изучение воздействия производства и его продуктов на окружающую среду (электромагнитных полей, агрессивных газов и т.п.);
-ознакомление с вопросами хранения и использования вредных веществ, применяемых в технологическом процессе производства электронных приборов и устройств, с экологическим паспортом предприятия;
-выявление возможных причин попадания вредных продуктов производства в окружающую среду, защитные мероприятия;
-ознакомление с вопросами использования отходов производства.
Вопросы охраны окружающей среды должны быть затронуты в лекциях и беседах на предприятии и включены в разделы индивидуального задания.
5 Экономика, организация и управление производством
5.1 Цели и задачи практической подготовки по вопросам экономики, организации и управления производством
Цель - ознакомить студентов с работой предприятия, его организационной структурой, с мероприятиями, направленными на повышение эффективности производства, качества продукции, требованиями к экономической подготовке бакалавра.
В задачи подготовки (в зависимости от вида практики), следует включить следующие вопросы:
-организация управления цехом, участком, предприятием;
-организация труда и система морального и материального стимулирования;
-основные экономические показатели предприятия.
Во время производственной практики студенты должны:
-более детально изучить связь технологии с экономикой и организацией производства;
-ознакомиться с применением научной организации труда, мероприятиями по повышению производительности и качества продукции;
-ознакомиться с вопросами спроса и сбыта продукции производства (маркетинг).
Вопросы экономики и организации производства рассматриваются в лекциях и беседах работников соответствующих подразделений предприятия.
Материалы по экономике и организации производства, изученные во время практики (экономические характеристики и оценка технологий, разработок и т.п.) освещаются в отчетах по практике.
6 Контроль прохождения практики
За месяц до начала практики издается приказ по университету. Назначенный руководитель практики по университету осуществляет общее учебно-методическое руководство практикой. Руководитель практики от университета за неделю до начала практики проводит организационное собрание для ознакомления студентов с целями и задачами практики, календарным планом её прохождения, выдает дневники с заполненным направлением, разъясняет требования к отчёту по практике.
Контролируют работу студентов в период практики руководитель практики от института совместно с руководителем выпускной работы и с руководителем от предприятия в соответствии с правами и обязанностями каждого.
Руководитель практики от предприятия организует прохождение практики закрепленных приказом за ним студентов в тесном контакте с вузовским руководителем:
- по прибытии студента на предприятие перед началом работы организует проведение инструктажа по противопожарной безопасности, технике безопасности и охране труда, знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии, выполнение которых студенты подтверждают росписью в соответствующем журнале;
- с первых дней студенты обязаны подчиняться внутреннему распорядку предприятия, поэтому график прохождения практики согласуется с этим порядком и контролируется ведением табеля выхода на работу;
- знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологических процессов, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т. д., обучает студентов безопасным методам работы;
- осуществляет постоянный контроль за производственной работой студентов, знакомит с передовыми методами работы, консультирует, помогает освоить производственные профессии, приобщает к рационализаторской и изобретательской работе;
- ежедневно или еженедельно проверяет выполнение задания, отраженное в дневнике студента. После проверки ставит свою подпись под каждым заданием;
- результаты проверок отражаются в характеристике об отношении студента к практике и результат практики оценивается по 5- балльной системе с обязательным указанием процентов (удовлетворительно – от 50% до 74% ; хорошо – от75% до 89%; отлично – от 90% до 100% ).
Руководитель практики от университета обеспечивает все организационные мероприятия , связанные с практикой студентов:
- проводит инструктаж о порядке проведения практики, подготовке отчёта, сбора материала для дипломной результирующей работы;
- готовит документацию, необходимую для проведения практики: приказы, дневники, методики и т. д.;
- организует в соответствии с учебным планом и программами лекции и семинары по экономике , технологии и управлению производством, охране труда, инженерной психологии, стандартизации и контролю качества связи, охране природы, правовым вопросам, а также тренинги, деловые игры и т.д.;
- совместно с общественными организациями и руководителями практики от предприятий , учреждений, организаций вовлекают студентов в общественную работу , а также руководят научно-исследовательской работой студентов.
Руководитель дипломной работы контролирует выполнение основного раздела производственной (преддипломной) работы студента по анализу и исследованию состояния конкретных технологий, систем или устройств.
7 Рекомендации по оформлению дневников и отчетов
Дневник выдается каждому студенту и является основой для составления отчета по практике. В дневник, как минимум, еженедельно заносятся рабочие записи о ходе практики (производственная работа, записи о выполнении индивидуального задания, содержание лекций, бесед и экскурсий). Дневник практики систематически проверяется руководителями практики от предприятия и университета. По окончании практики в дневнике дается отзыв о работе студента.
Результаты практической подготовки (в соответствии с программой практики), выполнение всех разделов индивидуального задания оформляются в виде отчета по практике. Техническая часть задания должна содержать эскизы, схемы, графики, выполненные с соблюдением ГОСТов. Отчёт по предвыпускной практике должен стать основой выпускной работы бакалавра. В отчёте должна быть, как минимум, первая глава выпускной работы в завершенном виде. Оформление отчёта по практике должно осуществляться в строгом соответствии с фирменным стандартом АУЭС по оформлению учебных работ. Студент работает над отчетом в течение всего периода практики, и за 2-3 дня до окончания практики представляет его на рецензию руководителю практики от предприятия, который оценивает его качество. Окончательную оценку отчета дает руководитель практики от университета.
Примерное содержание отчёта:
- Введение.
- Общая характеристика предприятия и существующее состояние оборудования связи и РЭА на предприятии,технологии и т.п..
- Индивидуальное техническое задание по технике.
- Охрана труда и окружающей среды (допускается включение в индивидуальное задание).
- Экономика (допускается включение в индивидуальное задание).
- Список литературы (с обязательным включением ссылок на Интернет).
- Содержание.
Дифференцированный зачет по окончании практики проводится в форме защиты перед комиссией университета. Срок сдачи отчёта по практике – не более 1-ой недели после окончания практики (летняя практика – не позднее 10 сентября). При оценке итогов практики студента учитывается выполнение программы практики, оценка на производстве , его производственная работа, регулярность ведения дневника, качество отчёта и ответов на зачёте, своевременность сдачи отчёта. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно и не может продолжать обучение.
Список литературы
1. Джон К. Беллами. Цифровая телефония. – М.: ЭКО-Трендз, 2004.
2. Баркун М.А., Ходасевич О.Р. Цифровые системы синхронной коммутации. – М.: ЭКО – Трендз, 2001.
3. Берлин А.Н. Устройства , системы и сети коммутации.– СПБ.: Петеркон , 2003.
4. Быков С.Ф., Журавлёв В.И., Шалимов И.А. Цифровая телефония. – М.: Радио и связь, 2003.
5. Галичский К. Компьютерные системы в телефонии. Серия «Мастер систем». - СПБ.: BHV – Санкт – Петербург, 2002.
6. Гитин В.Я., Кочановский Л.Н. Волоконно – оптические системы передачи . – М.: Радио и связь, 2003.
7. Гольдштейн Б.С., Пинчук А.В., Суховицкий А.Л. IP – телефония. – М.: Радио и связь, 2001.
8. Гольдштейн Б.С. Системы коммутации. – СПБ.: БХВ – Петербург, 2002.
9. Давыдкин П.Н., Колтунов М.Н., Рыжков А.В. Тактовая сетевая синхронизация. – М.: ЭКО – Трендз, 2004.
10. Карташевский В.Г.,Семенов С.Н., Фирсова Т.В. Сети подвижной связи. – М.: ЭКО – Трендз, 2001.
11. Крестьянинов С.В. и др. Интеллектуальные сети и компьютерная телефония. – М.: Радио и связь, 2001.
12. Лагутенко О.И. Современные модемы. – М.: ЭКО – Трендз, 2002.
13. Муссель К.М. Предоставление и биллинг услуг связи. – М.: ЭКО – Трендз, 2003.
14. Ратынский М.В. Основы сотовой связи .– М.: Радио и связь, 2000.
15. Феер К. Беспроводная цифровая связь: Перевод с английского под ред. Журавлёва В.И. – М.: Радио и связь , 2000.
16. Нефедов В.И. Основы радиоэлектроники и связи .– М.: Высшая школа , 2005.
17. Резникова Н.П., Демина Е.В. Менеджмент в телекоммуникациях.– М.: ЭКО –Трендз, 2005.
18. Гордиенко В.Н., Тверецкий М.С. Многоканальные телекоммуникационные системы.– М.: Горячая линия – Телеком, 2005.
19. Крук Б.И., Попантопопуло В.Н., Шувалов В.П. «Телекоммуникационные системы и сети : современные технологии», том 1,2 – М.: Горячая линия - Телеком, 2005.
20.Шмалько А.В. Цифровые сети связи. - М.: ЭКО-Трендз, 2001.
21. Парфенов Ю.А., Мирошников Д.Г. Последняя миль на медных кабелях. -М.: ЭКО-Трендз, 2001.
22. Бакланов И.Г. Технологии измерений первичной сети. - М.: ЭКО-Трендз, 2000.
23. Бакланов И.Г. Тестирование и диагностика систем связи. - М.: ЭКО-Трендз, 2001.
24. Кемелбеков и др. Оптические кабели связи. - Томск, 2001.
25. Гауэр Дж. Проектирование цифровых многоканальных систем передачи:
Учебное пособие. БГУИР. 1998. Оптические системы связи. – М.: ЭКО Трендз, 2001.
26. Слепов Н.Н. Синхронные цифровые сети SDH. - М.: Связь, 2000.
27. Под ред. В.Н. Гордиенко., В.В.Крухмалева. Проектирование и технологическая эксплуатация СП. - М.: Радио и связь, 2001.
28.Демина Е.П., Резникова Н.П. и др.Менеджмент предприятий электросвязи.- М.: Радио и связь, 2002.
29.Под ред. Срапионова О.С.Экономика связи. -М.: Радио и связь, 2002.
30.Баклашов Н.Х., Китаева Н.Х. Охрана труда на предприятиях связи. Охрана окружающей среды. - М.: Радио и связь, 2000.
Содержание
Введение 3
1 Программы и базы производственной практики 3
2 Задачи отдельных этапов практической подготовки и их содержание 4
2.1 Производственная практика 4
2.2 Производственная (преддипломная) практика 5
2.3Содержание и порядок прохождения практики 6
3 Примерная тематика индивидуальных заданий для студентов 6
4 Охрана труда и окружающей среды 7
4.1 Изучение вопросов охраны труда 7
4.2 Изучение вопросов охраны окружающей среды 8
5 Экономика, организация и управление производством 9
5.1 Цели и задачи практической подготовки по вопросам 9
экономики, организации и управления производством
6 Контроль прохождения практики 9
7 Рекомендации по оформлению дневников и отчётов 11
Список литературы 12
Свод. план 2012.,поз. 181