Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра телекоммуникационных систем

 

 

 

 

сОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Методические указания по выполнению расчетно-графических работ

для  магистрантов профильной магистратуры специальности

6М071900 –«Радиотехника, электроника и телекоммуникации»

 

 

Алматы 2011

Составители: И.Н. Федулина, А.П. Кондратович. Современное состояние радиотехники, электроники и телекоммуникаций

 

Методические указания по выполнению расчетно-графических работ для магистрантов профильной магистратуры специальности 6М071900 –«Радиотехника, электроника и телекоммуникации» – Алматы: АУЭС, 2011. – 28 с.

 

Методические указания содержат детальное изложение методики подготовки и выполнения расчетно-графических работ по дисциплине «Современное состояние радиотехники, электроники и телекоммуникаций». При выполнении первой РГР магистранту предлагается составить литературный обзор современных публикаций по теме его магистерской диссертации. При выполнении второй РГР магистрант должен ознакомиться с методами контроля степени защищенности различных технических средств от внешних воздействий. Также в методических указаниях приведены требования к оформлению РГР.

Все расчетно-графические работы составлены с использованием элементов НИРС.

Методические указания предназначены для магистрантов профильной магистратуры специальности 6М071900 –«Радиотехника, электроника и телекоммуникации»

  

Рецензент: канд. техн. наук, профессор С.В. Коньшин

  

Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества "Алматинский университет энергетики и связи" на 2011 г. 

 

 

© НАО "Алматинский университет энергетики и связи", 2011

Содержание

 

Введение

4

1 Методические указания к расчетно-графической работе 1

4

1.1 Виды рефератов

5

1.2 Выбор темы диссертации

6

1.3 Формулировка проблемы избранной темы

6

1.4 Формулирование целей  и задач исследования

7

1.5 Методы научного исследования

8

1.6 Библиографический поиск литературных источников

10

1.7 Отбор и оценка фактического материала

12

1.8 Общие принципы ведения записей

14

1.9 Примерный план реферата

16

2 Методические указания к расчетно-графической работе 2

17

2.1 Содержание второй РГР

17

2.2 Дополнительные требования по содержанию РГР 2

19

2.3 Выбор варианта задания для РГР 2

19

3 Общие требования по оформлению расчетно-графических работ

20

Список литературы

21

Приложение  А

23

Приложение Б

24

Приложение В

26

Приложение Г

27

 

Введение 

Магистранты выполняют две расчетно-графические работы  в виде рефератов по современному состоянию и перспективам развития радиотехники, электроники и телекоммуникаций.

Темы работ выбираются магистрантом в соответствии с нижеприведенными указаниями самостоятельно и согласовываются с преподавателем, ведущим занятия по данной дисциплине.

Возможно выполнение контрольных работ по индивидуальному заданию по согласованию с преподавателем, читающим лекции.

 

1 Методические указания к расчетно-графической работе № 1

 

Тема первой расчетно-графической работы должна соответствовать теме магистерской диссертации. Расчетно-графическая работа должна представлять собой аналитический обзор современного состояния предмета исследований. Материалы расчетно-графической работы в дальнейшем могут стать составной частью диссертации.

Напомним, что магистерская диссертация - это научная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного исследования магистрантом одной из актуальных проблем конкретной специальности соответствующей отрасли науки [1].

         Магистр должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологий научного творчества, быть знакомым с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации. Согласно [1,2] выпускник профильной магистратуры должен:

- иметь представление о современных тенденциях в развитии научного познания;

         - знать методологию научного познания;

- уметь критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений;

         - уметь применять научные методы познания в профессиональной деятельности;

- иметь навыки решения стандартных научных и профессиональных задач;

- уметь проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

        - уметь обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.

        Заметим, однако, что степень магистра - это не ученая, а академическая степень, она отражает (в случае профильной магистратуры), прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих высококвалифицированном инженеру. Исходя из этого, магистерская диссертация должна быть отнесена к разряду проектно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений.

 

1.1  Виды рефератов

 

Результаты научной работы описываются и оформляются как различные виды литературной продукции, например, в виде реферата, научного отчета, тезисов доклада, журнальной научной статьи и диссертации.

Реферат - один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного произведения - показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию.

Вообще говоря, различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: литературный (обзорный), методический, информационный, библиографический, полемический и другие.

В рамках выполнения расчетно-графической работы магистрант может подготовить на выбор один из двух видов рефератов: литературный с обзором основной литературы по избранной теме исследования или методический с критическим рассмотрением способов и приемов изучения намечаемого объекта. При дальнейшей работе над магистерской диссертацией рекомендуется самостоятельно продолжить работу как по дополнению и пересмотру материалов уже готового реферата, так и по подготовке второго реферата, не ставшего предметом расчетно-графической работы.

В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесторонне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Такой литературный критический обзор может послужить основой для вводной части будущего диссертационного сочинения.

Реферат методического характера целесообразно составить в плане сравнительной оценки применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно, основное внимание реферата надо сосредоточить на детальном анализе качества методов и ожидаемых результатов исследования.  

 

1.2 Выбор темы диссертации

 

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший потому содержанием диссертационного сочинения. При выборе темы магистерских диссертаций целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать и чтобы не было совпадений с предыдущими исследованиями.

Данная расчетно-графическая работа направлена, в том числе и на то, чтобы магистрант мог вовремя скорректировать тему своего исследования, уточнить формулировки с учетом выявленных в литературных источниках проблем, степени их актуальности и нерешенных вопросов.  Более подробно с принципами выбора темы диссертации можно ознакомиться в монографиях [3-7].

 

1.3  Формулировка проблемы избранной темы

 

Первым этапом исследовательского процесса, предполагающего экспериментальную часть, является общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ, здесь устанавливается уровень ее разработанности, перспективность. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в знании по данной проблеме. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы в значительной мере предопределяет конечные результаты исследования.

Соотношение темы и проблемы — важный вопрос в методологии. Тема исследования не является частью проблемы. По отношению к теме более общим (и притом ближайшим!) понятием является "направление", представляющее собой связку однородных тем. Тема живет долго, а проблемные аспекты ее меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих взглядов на природу изучаемого явления.

Проработка этого компонента процесса исследования поможет магистранту обосновать в дальнейшем актуальность темы диссертации. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи [4].

Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в аспекте выбранного направления научных изысканий. Это также и то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место, как в теории, так и в практике. На основании выявленного противоречия формируется проблема.

Укажем типичный порядок действий, необходимых для постановки проблемы. Прежде всего, надо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата.

Чтобы построить проблему, необходимо:

        - «расщепить» ее на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

        - сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

        - ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой магистрант имеет дело.

После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. Чаще всего это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой магистрант познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. При формулировании предмета исследования следует знать, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близок к ней.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть [4].

 

1.4 Формулирование целей  и задач исследования

 

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над диссертацией.

Цель должна быть крупномасштабной и отвечать на вопрос: для чего предстоящая диссертационная работа будет делаться. Примерами названий цели могут служить такие словосочетания: «доказательство ….»; «обоснование.. »; «увеличение или расширение функциональных возможностей (новое применение, расширение областей применения, улучшение качества, увеличение скорости передачи информации или пропускной способности, улучшение информационной защищённости)…»; «уменьшение стоимости (капитальных затрат, эксплуатационных затрат)…» и тому подобное.

После формулирования объекта, предмета и цели исследования строится гипотеза для объяснения каких-либо явлений. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение, каким образом он намерен достичь поставленной цели.

Сформулированная цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи диссертационного исследования логически вытекают из его общей цели и рассматриваются как основные этапы работы диссертанта. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить..., 2) выявить..., 3) разработать..., 4) экспериментально проверить...» и т.д.

Перечисление задач исследования может определяться как временной последовательностью его ведения, так и логической последовательностью, которая обусловлена внутренней логикой исследовательского процесса.

 

         1.5 Методы научного исследования

 

Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели. Метод исследования – это способ применения старого знания для получения нового знания. Он является орудием для получения научных фактов. Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Такие методы имеют весьма специфический характер, и поэтому они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. В теоретической части подготовки магистранта предусмотрены различные дисциплины, в которых уделяется внимание, например, методам и средствам измерений в телекоммуникационных системах, изучаются различные, в том числе и статистические, методы обработки экспериментальной информации.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

        а) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

        б) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

в) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Более подробную информацию о методах научного познания можно найти в монографиях [3-7]. Здесь приведем лишь краткую характеристику некоторых из них.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которой получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Сравнение познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить — это сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение.

Измерение – операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения), контроль и интерпретация результатов.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков (как правило в сторону упрощения), что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.  

В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование. При подготовке реферата рекомендуется уделять особое внимание не только названию программного продукта, с помощью которого авторы реферируемого литературного источника моделируют свойства радиотехнических или телекоммуникационных систем, но и физическим принципам и математическим уравнениям, лежащим в основе используемой модели.

 

1.6 Библиографический поиск литературных источников

 

При подготовке реферата перед магистрантом обычно встают  следующие практические вопросы:

а)       Как находить потенциальные источники информации?

б)      Как обрабатывать и хранить информацию, чтобы ее легко было использовать в работе?

Очевидно, что поиск потенциальных источников информации лучше начать беседой с руководителем магистерской диссертации, в которой Вы попросите его назвать хотя бы несколько свежих публикаций по теме предстоящего исследования и подсказать несколько ключевых слов, по которым можно начать поиск информации. Просмотрите предложенные Вам источники, обращая внимание на ссылки в тексте. Список литературы в конце каждой статьи, главы или книги даст еще несколько новых потенциальных источников информации. Найдите их и повторите процедуру.

Другой путь к нужной информации - использование реферативных журналов и компьютерных информационных систем. Просмотру должны быть подвергнуты по возможности все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (отчеты о научно-исследовательских  опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм),  официальные материалы, стандарты и патенты.

В настоящее время выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ).

Основная масса информационных пособий четко подразделяется на три вида изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалиста о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документов (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для их отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзоры по одной проблеме, направлению и сборник обзоров.

Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания сообщают о состоянии или развитии какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок на современном уровне развития науки и техники, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области [4].

Можно порекомендовать начать поиск информации со знакомства с проектом Национального Центра научно-технической информации (НЦ НТИ, http://www.inti.kz/) Национальный научный портал РК (http://nauka.kz/). Национальный научный портал (ННП)- это информационная система, нацеленная на облегчение доступа научного сообщества и населения к научной, научно-популярной и образовательной информации, и на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов, опирающаяся на современные Интернет-технологии.

НЦ НТИ формирует автоматизированные справочно-информационные фонды, отражающие научно-технический и интеллектуальный потенциал Республики Казахстан. В составе баз данных НЦ НТИ имеются массивы документов и сведения о национальных, республиканских, целевых, отраслевых, межотраслевых, региональных научно-технических программах и программах фундаментальных исследований, завершенных научно-исследовательских работах (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР), защищенных диссертациях, депонированных рукописях научных работ, научно-технических разработках и производственном опыте РК.

Кроме того, данный портал предоставляет доступ к зарубежным базам данных, например, к англоязычным базам данных Science (журнала Science CLASSIC для исследователей в сфере науки и техники), Scopus (крупнейшей в мире реферативной базе данных по научно-техническим и медицинским журналам), InspecDirect (ведущей реферативной базе данных по физике и техническим наукам, созданной Лондонским Институтом инженеров-электротехников (The Institution of Electrical Engineers, IEE), а также русскоязычным фондам ВНТИЦ и ВИНИТИ.

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) формирует национальный фонд непубликуемых источников научно-технической информации - отчетов о НИР и ОКР, кандидатских и докторских диссертаций, алгоритмов и программ. В тематической структуре фонда ВНТИЦ выделены следующие разделы: общественные науки, естественные и точные науки, технические и прикладные науки, общеотраслевые и комплексные проблемы

Всероссийский Институт Научной и Технической Информации (ВИНИТИ) - это мировой информационный центр по науке и технике, предлагающий широкий спектр информационных продуктов и услуг.Фонды научно-технической литературы ВИНИТИ содержат обширный массив ретроспективной и текущей информации по точным, естественным, техническим и прикладным наукам, сформированный на основе литературы, получаемой более чем из 80 стран на 40 языках.

Помимо НЦ НТИ можно порекомендовать обратиться в:

- Центральную научную библиотеку МОН РК (http://www.library.kz/), предлагающую, кроме прочего, доступ к электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки, а также доступ к журналам Российской научной электронной библиотеки e-library.

- Республиканскую научно - техническую библиотеку  (http://www. rntb.kz/), которая помимо прочего располагает фондом патентной литературы и документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и т.д.

 

1.7 Отбор и оценка фактического материала

 

При работе с информационными изданиями следует помнить о том, что у них есть существенный недостаток - они могут утопить начинающего исследователя в слишком мощном потоке информации. При пользовании этими источниками ни в коем случае не поддавайтесь соблазну набрать как можно больше. Все время повторяйте себе: «Тема моего исследования (такая-то), и я ищу информацию, только непосредственно относящуюся к предмету моего исследования!».

Скорее всего, часть полученных при чтении научной литературы данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов. Нужно отбирать не любые факты, а только научные факты. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций, например при воспроизведении описанного эксперимента. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта  [5].

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам (например, стандарты или отчеты), — все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность.

В своей основе они, безусловно, принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Необходимо помнить, что как статьи, так и доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах, могут обладать различной степенью достоверности. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие — включать вопросы постановочного характера, предложения, предварительные результаты незаконченных научных исследований и т. п.

Особое внимание при анализе информации магистрант должен уделять статьям в солидных научных журналах. Хорошо написанные по результатам добротных экспериментов статьи – это не только источник знаний, но и  ничем не заменимая школа мастерства. Жанр научной статьи возник в результате непрерывных усилий многих поколений исследователей, постепенно создававших традицию. Читая статьи в научных журналах высокого профессионального уровня, Вы постепенно перенимаете приемы аргументации, манеру выражать свои мысли и даже стиль мышления, присущие профессионалам. Кроме того, сравнивая текст статьи с предпосланным ему рефератом (abstract'ом), Вы осваиваете приемы реферирования, то есть искусство сокращения большого текста до нескольких строк, что очень пригодится Вам в дальнейшем

Еще одно правило работы с научной литературой: знакомьтесь с источниками в порядке обратном хронологическому, то есть самые свежие публикации - сначала, прошлогодние - позднее и т. д. [6].

 

1.8 Общие принципы ведения записей

 

Какой-то единой, универсальной формы ведения записей прочитанного не существует. Разные авторы предлагают различные системы ведения записей [3-7].

Выбор наиболее подходящей из них (для каждого конкретного случая) магистранту следует делать, принимая во внимание:

- индивидуальные особенности и привычки в работе с источниками информации;

- уровень образования и "владения пером";

- специфические свойства своей памяти;

- предназначение записей.

Наиболее практичными формами записей прочитанного являются план, выписки, тезисы, аннотация, резюме и конспект [5].

План — первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющий последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. Отметим преимущества плана в сравнении с прочими формами записей прочитанного.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом вскрыть логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет, при последующем возвращении к нему, быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Существует два базовых способа составления планов содержания исходных источников информации. Первый из них заключается в ведении соответствующих записей по ходу чтения, за что и получил название "сквозного".

Второй способ "обобщающий", он предполагает составление плана содержания исходного источника информации после того, как чтение завершено. Обобщающий способ наиболее пригоден, прежде всего, для изучения крупных авторских работ. У него несколько сильных сторон. Во-первых, следует сказать о том, что поскольку такой план строится на результатах усвоения всего материала, то и получается он более кратким и точным, как бы концептуальным. Во-вторых, он почти никогда не нуждается в доработке, чему также в значительной степени способствует владение прочитанным материалом. В-третьих, подобный план можно составить быстрее, чем «сквозным» способом.

Выписки — небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки представляют собой цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще — последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические сведения и т.п.

Тезисы — сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже — опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Аннотация — краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации, наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания, является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, она пишется почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме — краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако в отличие от последней текст резюме концентрирует в себе информацию не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами, т.е. выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект — сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Общий порядок работы над конспектом выглядит следующим образом:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе сделать дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов (в конце записей).

В зависимости от способа построения включаемого в них материала конспекты подразделяют на текстуальные и тематические.

Текстуальные конспекты охватывают материал в рамках одного источника (даже в том случае, если он состоит из нескольких самостоятельных частей, например,  книг или томов). Порядок изложения материала в этом случае практически всегда соответствует его расположению в источнике.

Тематические конспекты концентрируют в себе материал по определенной теме из нескольких источников, и в этом смысле сродни реферату, отличаясь от последнего меньшей степенью структуризации записей. Материал излагается в последовательности, наилучшим образом позволяющей раскрыть содержание темы.

 

1.9 Примерный план реферата

 

Еще раз напомним, что для выполнения и защиты расчетно-графической работы 1 магистрант может выполнить один из двух видов рефератов, либо литературный, либо методический.

Можно предложить такой вариант плана для обзорного литературного реферата:

1)     вводное слово о целевой установке реферата;

2)     теоретическое и прикладное значение темы;

3)     спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;

4)     новые публикации по освещению темы;

5)     нерешенные вопросы и их научное, социальное или экономическое значение.

Для реферата методического характера план рассмотрения темы может быть, например, такой:

1)     основные задачи исследования темы;

2)     анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;

3)     отзывы видных специалистов о частнонаучных методах по изучению данного объекта;

4)     выводы и предложения по существу дела.

 

 

Методические указания к расчетно-графической работе № 2

 

Цель выполнения работы 2 заключается  в ознакомлении с методами контроля степени защищенности различных технических средств (ТС) от внешних воздействий и в создании условий для развития и закрепления навыков самостоятельной работы магистрантов в следующих направлениях:

а) умение анализировать назначение и условия эксплуатации определенного ТС;

б) умение работать с технической, нормативной документацией, государственными и международными стандартами и техническими регламентами;

в) умение составлять программы испытаний на защищенность ТС от внешних воздействий с учетом его назначения, условий эксплуатации, требований технической и нормативной документации.

 

2.1 Содержание второй РГР

 

2.1.1 Во второй расчетно-графической работе магистранты рассматривают вопросы сертификации [8] радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) на соответствие требованиям стандартов республики Казахстан (РК), межгосударственным стандартам СНГ (ГОСТ), международной электрической комиссии (МЭК) по следующим направлениям:

а) на стойкость к воздействиям внешних факторов (механических и

климатических)  в соответствии с требованиями Международной электрической комиссии (СТ МЭК 68);

б)  на соответствие защитных оболочек ТС условиям эксплуатации

(СТ МЭК 529);

в) на соответствие ТС требованиям электромагнитной совместимости (ЭМС) (СТ МЭК 61000).

2.1.2 Вторая расчетно-графическая работа представляет собой разработанную программу испытаний для выбранного по варианту технического средства, состоящую из четырех разделов.

2.1.2.1 В первом разделе магистрант приводит краткое описание выбранного ТС, в котором указывает:

- основные технические характеристики этого ТС;

-условия эксплуатации с указанием возможных климатических и физических воздействий на выбранное ТС;

- особенности работы операторов и обслуживающего персонала с выбранным ТС;

- предполагаемую электромагнитную обстановку в месте эксплуатации ТС  в соответствии с [9,10].

2.1.2.2 Во втором разделе магистрант, в соответствии с [10,11], и упомянутыми в нем  стандартами МЭК, определяет, к какой группе относится его ТС и какие испытания на воздействие внешних факторов предусмотрены для этого технического средства.

В этом же разделе магистрант указывает тип, марку и основные характеристики технологического оборудования, необходимого для проведения испытаний выбранного ТС на стойкость к внешним воздействиям.

Для работы над этим разделом допускается использование  межгосударственных стандартов [9-12], содержащих основные требования стандартов МЭК (см. приложение Б).

2.1.2.3  В третьем разделе магистрант, в соответствии с указаниями в  [8-13] и условиями эксплуатации, определяет группу и виды испытаний защитных оболочек выбранного ТС.

2.1.2.4 В четвертом разделе магистрант, в соответствии с [11-14], разрабатывает программу испытаний своего ТС на соответствие требованиям ЭМС (см. приложение В). 

При работе над этим разделом магистранту необходимо определить, источником каких помех может стать выбранное ТС и какие электромагнитные помехи  могут воздействовать на это ТС в месте его возможной эксплуатации. И на основании этих данных выбрать требования и методы испытаний ТС в соответствии со стандартами, указанными в  [15,16] (см. приложение Г).

В этом же разделе магистрант указывает тип, марку и основные характеристики технологического оборудования и приборов, необходимых для проведения испытаний выбранного ТС на соответствие требований ЭМС. 

 

2.2 Дополнительные требования по содержанию РГР № 2

 

2.2.1 В работе, в соответствующих разделах, должны быть размещены необходимые иллюстрации (рисунки, фотографии) внешнего вида испытуемого ТС и используемых приборов, а также необходимые схемы подключения испытательного оборудования и приборов.

Для используемых приборов и оборудования обязательно указание фирмы-изготовителя.

При выборе испытательного оборудования можно воспользоваться рекомендациями, приведенными в [12-19].

2.2.2  В качестве ссылочных нормативных документов, используемых для создания программ испытаний, могут быть использованы стандарты других государств (Европейского союза, ФРГ и т.п.), применяющиеся на предприятиях РК, если они внесены в списки Указателя [15].

 

2.3 Выбор варианта задания для РГР № 2

 

Для второй расчетно-графической работы выбирается ТС из приведенного ниже списка в соответствии с номером, под которым записан магистрант в журнале группы.

Конкретную марку ТС указывает преподаватель при выдаче задания магистранту.

Возможно выполнение расчетно-графических работ по индивидуальному заданию по согласованию с преподавателем, читающим лекции.

 

 Список ТС, для выполнения второй расчетно-графической работы:

1) Телевизор.

2) Сотовый телефон.

3) Транкинговая радиостанция.

4) Ресивер спутникового непосредственного вещания.

5) Магнитола.

6) Цифровой мультитестер.

7) Осциллограф.

8) Генератор сигналов.

9) DVD-плеер.

10) Музыкальный центр (без акустики).

11) Сабвуфер активный.

12) Системный блок компьютера.

13) Компьютерный ЖК-монитор.

14) Компьютерная клавиатура.

15) Принтер.

16) Сканер для бумажных документов.

17) Анализатор спектра.

18) Компьютерный HD-дисковод.

19) Телефон с радиоудлинителем.

20) Стойка (шкаф) базовой станции сотовой связи.

21) Стиральная машина-автомат.

22) Бытовой холодильник.

23) Бытовой кондиционер.

24) Плазменный телевизионный монитор.

25) Стационарный спутниковый терминал.

 

3 Общие требования по оформлению расчетно-графических работ

  

3.1 Магистранты выполняют расчетно-графическую работу в виде подробного реферата объемом 20-40 страниц на листах формата А4 с обязательным соблюдением размеров полей, шрифта, межстрочного интервала, нумерации страниц, правил оформления разделов и подразделов, сносок и списка литературы в соответствии с действующим стандартом АУЭС.

Реферат должен быть аккуратно оформлен, текст разборчиво написан (компьютерный набор) на одной стороне листа. Другая сторона листа предназначена для внесения магистрантом исправлений и дополнений по результатам проверки работы.

3.2 Титульный лист расчетно-графической работы (РГР) оформляется в соответствии с правилами оформления магистрантских работ, согласно приложению А. Он должен содержать название университета, кафедры, дисциплины, по которой выполняется работа, номер РГР, тему реферата, фамилию и инициалы магистранта, номер группы и зачетной книжки магистранта, фамилию и инициалы преподавателя, принимающего защиту.

 3.3 При составлении списка литературы источники нумеруются по мере упоминания их в тексте. В тексте РГР на них должны быть сделаны ссылки в квадратных скобках.

3.4 Нумерация всех иллюстраций, таблиц и формул должна быть сквозной, в тексте реферата на них следует делать ссылки, например, (см. рисунок 1). Оформление таблиц, подписей к рисункам и пояснений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы, следует делать в соответствии с действующим стандартом.

3.5 В расчетно-графической работе должен быть раздел «Содержание», включающий номера и заголовки разделов и подразделов с указанием номеров страниц. Слово «Содержание» записывается в виде заголовка (посередине страницы) строчными буквами с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом.  «Содержание» размещается на второй странице РГР. 

Расчетно-графические работы, выполненные без соблюдения перечисленных требований, возвращаются на доработку.

 

 Список литературы

 

К расчетно-графической работе № 1

 

1. ГОСО РК 5.04.033-2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения»,  утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261.

2. Рутгайзер О.З. Магистерская диссертация. Методические указания к выполнению диссертации. - Алматы: АИЭС, 2006. – 11 с.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1998. – 304 с.

4. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов. Аспирантов и магистрантов. – М.: «Ось-89», 2008. – 448 с.

5. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. — М.: «Дашков и Ко», 2006. — 460 с.

6. Марьянович  А. Т.,  Князькин  И. В. Диссертация: инструкция по подготовке и защите. – М.: «ACT»; – С.-Пб.: «Астрель-СПб», 2009. - 231 c.

7. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для  соискателей. — М.: «ИНФРА-М», 2010. — 240 с.

 

К расчетно-графической работе № 2

 

8. СТ РК ИСО/МЭК 67-2008 Оценка соответствия. Основы сертификации продукции.

9. СТ РК 2.136-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитная обстановка. Классификация электромагнитных помех в местах размещения технических средств.

10. СТ РК ГОСТ Р 51237-2009 Электромагнитная совместимость технических средств. Термины и определения.

11. ГОСТ 28198-89 (МЭК 68-1-88)  Межгосударственный стандарт. Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов.

12. ГОСТ 16019-2001 Межгосударственный стандарт. Аппаратура сухопутной подвижной связи. Требования по стойкости к воздействию внешних факторов.

13. ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Межгосударственный стандарт. Степени защиты, обеспечиваемые оболочками.

14. ГОСТ 29037-91 Межгосударственный стандарт. Совместимость технических средств электромагнитная. Сертификационные испытания.

15. Указатель нормативных документов по стандартизации Республики Казахстан РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации», 2010.

16. ГОСТ 30373-95 Межгосударственный стандарт. Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование для испытаний. Камеры экранированные.

17. promtehlab@mail.ru. Оборудование для климатических и механических испытаний. Сайт воронежского НПФ «РЕОМ».

18. santek2@yandex.ru. Оборудование для климатических и механических испытаний/Сайт московского ООО «САНТЕК 2».

19. tp@test-expert.ru.  Оборудование для испытаний на ЭМС. Сайт московского испытательного центра.

 

Приложение  А

 

Некоммерческое акционерное общество

«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

Кафедра телекоммуникационных систем

Дисциплина: Современное состояние радиотехники, электроники и телекоммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА 1

 

на тему: «Тема реферата соответствует теме магистерской диссертации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность:6М071900 – Радиотехника, электроника и телекоммуникации

Выполнил: магистрант Фамилия И.О.     Группа: ____      № ___________ 

Приняла: долж. Фамилия И.О.

____________________________ «_____» _________________________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2011

Приложение Б

Выписки из стандарта ГОСТ 16019-2001

 

Аппаратура в зависимости от условий эксплуатации подразделяется на группы, приведенные в таблице Б.1.

 

ТаблицаБ.1. - Группы аппаратуры

Группа аппаратуры

Назначение аппаратуры и условия эксплуатации

С1

 Стационарная, устанавливаемая в отапливаемых наземных и подземных сооружениях

С2

Стационарная, устанавливаемая под навесом на открытом воздухе или в неотапливаемых наземных и подземных сооружениях

В3

Возимая, устанавливаемая во внутренних помещениях речных судов

В4

Возимая, устанавливаемая в автомобилях, на мотоциклах, в сельскохозяйственной, дорожной и строительной технике

В5

Возимая, устанавливаемая в подвижных железнодорожных объектах

Н6

Носимая, размещаемая при эксплуатации в одежде или под одеждой оператора, или в отапливаемых наземных и подземных сооружениях

Н7

Носимая, эксплуатируемая на открытом воздухе или в неотапливаемых наземных и подземных сооружениях

 

1 Степень обязательности испытаний и рекомендуемая последовательность их проведения приведены в таблице Б.2.

 

Т а б л и ц а Б.2. - Степень обязательности испытаний

Вид испытаний

Степень обязательности проведения испытаний по группам аппаратуры

 

С1

С2

В3

В4

В5

Н6

Н7

1 Испытание на воздействие пониженной температуры

О

О

О

О

О

О

О

Окончание таблицы Б.2.

2          Испытание на воздействие

повышенной температуры

О

О

О

О

О

О

О

3 Испытание на воздействие изменения температуры

-

О

О

О

О

Н

О

4 Испытание на воздействие синусоидальной вибрации

Н

Н

О

О

О

О

О

5 Испытание на воздействие механических ударов

Н

Н

О

О

О

О

О

6 Испытание на воздействие

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

пониженного атмосферного давления

 

 

 

 

 

 

 

7 Испытание на воздействие влажности

-

О

О

О

О

О

О

при повышенной температуре в постоянном режиме

 

 

 

 

 

 

 

8 Испытание на воздействие соляного

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

тумана в циклическом режиме

 

 

 

 

 

 

 

9 Испытание на воздействие песка или пыли

-

Н

-

О

О

-

О

10 Испытание на герметичность при

-

-

-

-

-

Н

Н

погружении в воду

 

 

 

 

 

 

 

11 Испытание на воздействие атмосферных выпадаемых осадков (дождя)

-

-

Н

Н

Н

Н

О

12 Испытание на свободное падение

-

-

-

-

-

О

О

13 Испытание на воздействие инея и росы

-

Н

О

О

О

Н

О

14 Испытание на прочность при

О

О

О

О

О

О

О

транспортировании

 

 

 

 

 

 

 

   

Приложение В

Выписки из стандарта ГОСТ 29037- 91

Перечень технических характеристик, определяющих ЭМС ТС

 

1. Уровень напряженности поля индустриальных радиопомех, создаваемых ТС.

2. Уровень напряжения индустриальных радиопомех, создаваемых ТС в цепях питания, управления, передачи информации, коммутации, заземления.

3. Уровень мощности индустриальных радиопомех, создаваемых ТС.

4. Уровень восприимчивости (стойкости) ТС к импульсным электромагнитным воздействиям.

5. Уровень восприимчивости (стойкости) ТС к полю электромагнитного излучения.

6. Уровень восприимчивости (стойкости) к электростатическим разрядам.

7. Уровень восприимчивости (стойкости) ТС к импульсным помехам в цепях питания.

8. Уровень восприимчивости (стойкости) ТС к динамическим изменениям (повышениям, понижениям и пропаданиям) напряжения в сети питания.

9. Уровень побочного радиоизлучения радиопередающего устройства.

10. Уровень внеполосного радиоизлучения радиопередающего устройства.

11. Отклонение частоты радиопередающего устройства.

12. Уровень шумового радиоизлучения (радиоколебаний) радиопередающего устройства.

13. Уровень электромагнитного поля, создаваемого радиопередающим устройством помимо антенны.

14. Уровень восприимчивости радиоприемного устройства по побочным каналам приема.

15. Характеристика частотной избирательности радиоприемного устройства по интермодуляции.

16. Характеристика частотной избирательности радиоприемного устройства по блокированию или по перекрестным искажениям.

17. Уровень восприимчивости радиоприемного устройства по соседнему каналу.

18. Уровень электромагнитного поля, создаваемого гетеродином радиоприемного устройства.

19. Коэффициент прямоугольности основного канала приема радиоприемного устройства.

20. Уровень боковых и задних лепестков диаграммы направленности антенны.

21. Уровень восприимчивости (стойкости) к низкочастотным кондуктивным помехам по цепям питания и управления.

Приложение Г

Выписка из указателя нормативных документов по стандартизации РК. Перечень основных стандартов на ЭМС

 

1. СТ РК 2.124-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость машин электронных вычислительных персональных к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний.

2. СТ РК 2.125-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к изменениям частоты питающего напряжения. Требования и методы испытаний.

3. СТ РК 2.126-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к пульсациям напряжения электропитания постоянного тока. Требования и методы испытаний.

4. СТ РК 2.135-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Испытания на помехоустойчивость. Виды испытаний.

5. СТ РК 2.136-2007 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитная обстановка. Классификация электромагнитных помех в местах размещения технических средств.

6. СТ РК 2.145-2008 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний.

7.  СТ РК 2.157-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от промышленных, научных, медицинских и бытовых (ПНМБ) высокочастотных устройств. Нормы и методы испытаний.

8. СТ РК 2.159-2009 Помехоэмиссия от технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Нормы и методы испытаний.

9. СТ РК 2.160-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в жилых, коммерческих зонах и производственных зонах с малым энергопотреблением. Требования и методы испытаний.

10. СТ РК 2.177-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационных технологий. Нормы и методы испытаний.

11. СТ РК ГОСТ Р 51317.4.2-2008 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний.

12. СТ РК ГОСТ Р 51317.4.6—99 (МЭК 61000-4-6—96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями.

13. СТ РК ГОСТ Р 51317.4.11-2008 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к динамическим изменениям напряжения электропитания. Технические требования и методы испытаний.

 14. СТ РК ГОСТ Р 51317.6.5-2009 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость оборудования проводной связи к электромагнитным помехам. Требования и методы.

15. СТ РК ГОСТ Р 51318.14.1-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Электромагнитная совместимость. Требования к электрическим бытовым приборам, электрическим инструментам и аналогичным приборам. Помехоэмиссия.

16. СТ РК ГОСТ Р 51318.14.2-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Электромагнитная совместимость. Требования к электрическим бытовым приборам, электрическим инструментам и аналогичным приборам. Помехозащищенность. Стандарт на группу продукции.

17. СТ РК ГОСТ Р 51318.24-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость оборудования информационных технологий к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний.

18. СТ РК ГОСТ Р 51320-2009 Государственная система обеспечения единства измерений Республики Казахстан. Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех.

 19. СТ РК ГОСТ Р 51515-2009 Совместимость технических средств электромагнитная Помехоустойчивость радиовещательных приемников, телевизоров и другой бытовой радиоэлектронной аппаратуры.. Требования и методы испытаний.

 20. СТ РК ГОСТ Р 51856-2009 Совместимость технических средств электромагнитная. Средства радиосвязи малого радиуса действия, работающие на частотах от 3 кГц до 400 ГГц. Требования и методы испытаний.

 

Св. план 2011 г., поз. 185