Некоммерческое акционерное общество
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра высшей математики
Математический анализ
Введение в анализ
Методические указания и задания
к выполнению расчетно-графической работы
для студентов всех форм обучения специальности
5В060200 – Информатика
Часть 2
Алматы 2011
СОСТАВИТЕЛЬ: Р.Е.Ким.
Математический анализ. Введение в анализ. Методические указания и задания к выполнению расчетно-графической работы для студентов всех форм обучения специальности 5В060200 – Информатика. Часть 2. -Алматы: АУЭС, 2011.- 34 с.
Методические указания и задания к расчетно-графической работе содержат типовой расчет №2 дисциплины «Математический анализ. Введение в анализ» для студентов всех форм обучения специальности 5В060200 – Информатика. Приведены основные теоретические вопросы программы. Дано решение типового варианта.
Ил. 1, табл. 18, библиогр. – 4 назв.
Рецензент: канд. физ.-мат. наук, доц. Л.Н.Астраханцева
Печатается по плану издания некоммерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2011 г.
ã НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2011 г.
Сводный план 2011 г., поз. 228
Ким Регина Евгеньевна
Математический анализ
Введение в анализ
Методические указания и задания
к выполнению расчетно-графической работы
для студентов всех форм обучения специальности
5В060200 – Информатика
Часть 2
Специалист по стандартизации Н.К.Молдабекова
Редактор Л.Т.Сластихина
Подписано в печать Формат 6084 1/16
Тираж 50 экз Бумага типографская №1
Объем 2,2 уч.-изд.л. Заказ______ Цена 220 тг.
Копировально-множительное бюро
некоммерческого акционерного общества
«Алматинский университет энергетики и связи»
050013, Алматы, Байтурсынова, 126
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра высшей математики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе
_____________ Э.А. Сериков
«____» ____________ 2011
Математический анализ
Введение в анализ
Методические указания и задания к расчетно-графической работе
(для студентов всех форм обучения специальности
5В060200 – Информатика)
Часть 2
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено и одобрено на
Начальник УМО заседании кафедры _________________
М.А.Мустафин _______________ Протокол №___ от «____» ______ 2011 г
«____» ___________ 2011г. Зав. кафедрой
C.Е.Базарбаева _______________
Редактор
Л.Т.Сластихина _____________ Составитель
Р.Е. Ким ______________
«___» __________2011г.
Специалист по стандартизации
Н.К.Молдабекова____________
«___» ___________ 2011г.
1 Типовой расчёт 2. Предел функции. Непрерывность функции.
Дифференцирование функции одной переменной
1.1 Теоретические вопросы
1 Предел функции.
2 Теоремы о пределах. Односторонние пределы. Первый и второй замечательные пределы.
3 Бесконечно малые и бесконечно большие величины. Теоремы о бесконечно малых.
4 Сравнение бесконечно малых. Теоремы об эквивалентных бесконечно малых.
5 Непрерывные функции. Точки разрыва, их классификация. Равномерная непрерывность функции.
6 Определение производной, её физический и геометрический смысл. Связь дифференцируемости и непрерывности.
7 Основные правила дифференцирования.
8 Производные основных элементарных функций.
9 Логарифмическое дифференцирование.
10 Производные функций, заданных неявно и параметрически.
11 Уравнения касательной и нормали к графику функции.
12 Дифференциал, его геометрический смысл и применение.
1.2 Расчётные задания
1 Найти пределы функции, если предельная точка а принимает два
значения а) и б).
Т а б л и ц а 1
№ |
|
а) а = |
б) а = |
№ |
|
а) а = |
б) а = |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
|
2 |
-3 |
1.2 |
|
8 |
0 |
1.3 |
|
-1 |
2 |
1.4 |
|
-1 |
2 |
1.5 |
|
-5 |
3 |
1.6 |
|
-2 |
3 |
1.7 |
|
-1 |
4 |
1.8 |
|
8 |
1 |
1.9 |
|
4 |
-1 |
1.10 |
|
-6 |
2 |
1.11 |
|
2 |
1 |
1.12 |
|
4 |
3 |
продолжение таблицы 1
1.13 |
|
-2 |
3 |
1.14 |
|
-3 |
1 |
1.15 |
|
8 |
-1 |
1.16 |
|
5 |
-1 |
1.17 |
|
7 |
0 |
1.18 |
|
-3 |
2 |
1.19 |
|
4 |
1 |
1.20 |
|
3 |
-1 |
1.21 |
|
3 |
2 |
1.22 |
|
-9 |
2 |
1.23 |
|
-5 |
1 |
1.24 |
|
-3 |
4 |
1.25 |
|
-7 |
3 |
1.26 |
|
9 |
-1 |
1.27 |
|
-6 |
1 |
1.28 |
|
-4 |
1 |
1.29 |
|
-2 |
4 |
1.30 |
|
1 |
5 |
2 Найти пределы.
Т а б л и ц а 2
№ |
а) |
б) |
в) |
|
|
|
|
2.1 |
|
|
|
2.2 |
|
|
|
2.3 |
|
|
|
2.4 |
|
|
|
2.5 |
|
|
|
2.6 |
|
|
|
2.7 |
|
|
|
продолжение таблицы 2
2.8 |
|
|
|
2.9 |
|
|
|
2.10 |
|
|
|
2.11 |
|
|
|
2.12 |
|
|
|
2.13 |
|
|
|
2.14 |
|
|
|
2.15 |
|
|
|
2.16 |
|
|
|
2.17 |
|
|
|
2.18 |
|
|
|
2.19 |
|
|
|
2.20 |
|
|
|
2.21 |
|
|
|
2.22 |
|
|
|
2.23 |
|
|
|
2.24 |
|
|
|
2.25 |
|
|
|
продолжение таблицы 2
2.26 |
|
|
|
2.27 |
|
|
|
2.28 |
|
|
|
2.29 |
|
|
|
2.30 |
|
|
|
3 Найти пределы.
Т а б л и ц а 3
№ |
|
№ |
|
№ |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
|
3.2 |
|
3.3 |
|
3.4 |
|
3.5 |
|
3.6 |
|
3.7 |
|
3.8 |
|
3.9 |
|
3.10 |
|
3.11 |
|
3.12 |
|
3.13 |
|
3.14 |
|
3.15 |
|
3.16 |
|
3.17 |
|
3.18 |
|
3.19 |
|
3.20 |
|
3.21 |
|
продолжение таблицы 3
3.22 |
|
3.23 |
|
3.24 |
|
3.25 |
|
3.26 |
|
3.27 |
|
3.28 |
|
3.29 |
|
3.30 |
|
4 Найти пределы.
Т а б л и ц а 4
№ |
а) |
б) |
№ |
а) |
б) |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
|
|
4.2 |
|
|
4.3 |
|
|
4.4 |
|
|
4.5 |
|
|
4.6 |
|
|
4.7 |
|
|
4.8 |
|
|
4.9 |
|
|
4.10 |
|
|
4.11 |
|
|
4.12 |
|
|
4.13 |
|
|
4.14 |
|
|
4.15 |
|
|
4.16 |
|
|
4.17 |
|
|
4.18 |
|
|
4.19 |
|
|
4.20 |
|
|
продолжение таблицы 4
4.21 |
|
|
4.22 |
|
|
4.23 |
|
|
4.24 |
|
|
4.25 |
|
|
4.26 |
|
|
4.27 |
|
|
4.28 |
|
|
4.29 |
|
|
4.30 |
|
|
5 Доказать, что функции f (x) и φ(x) при х → 0 являются бесконечно малыми одного порядка малости.
Та б л и ц а 5
№ |
f (x) |
φ(x) |
№ |
f (x) |
φ(x) |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
|
|
5.2 |
|
|
5.3 |
|
|
5.4 |
|
|
5.5 |
|
|
5.6 |
|
|
5.7 |
|
|
5.8 |
|
|
5.9 |
|
|
5.10 |
|
|
5.11 |
|
|
5.12 |
|
|
5.13 |
|
|
5.14 |
|
|
5.15 |
|
|
5.16 |
|
|
5.17 |
|
|
5.18 |
|
|
5.19 |
|
|
5.20 |
|
|
5.21 |
|
|
5.22 |
|
|
5.23 |
|
|
5.24 |
|
|
5.25 |
|
|
5.26 |
|
|
5.27 |
|
|
5.28 |
|
|
5.29 |
|
|
5.30 |
|
|
6 Найти пределы, используя эквивалентные бесконечно малые.
Та б л и ц а 6
№ |
а) |
б) |
№ |
а) |
б) |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
|
|
6.2 |
|
|
продолжение таблицы 6
6.3 |
|
|
6.4 |
|
|
6.5 |
|
|
6.6 |
|
|
6.7 |
|
|
6.8 |
|
|
6.9 |
|
|
6.10 |
|
|
6.11 |
|
|
6.12 |
|
|
6.13 |
|
|
6.14 |
|
|
6.15 |
|
|
6.16 |
|
|
6.17 |
|
|
6.18 |
|
|
6.19 |
|
|
6.20 |
|
|
6.21 |
|
|
6.22 |
|
|
6.23 |
|
|
6.24 |
|
|
6.25 |
|
|
6.26 |
|
|
6.27 |
|
|
6.28 |
|
|
6.29 |
|
|
6.30 |
|
|
7 Для данных функций f (x) и g(x) найти: а) точку разрыва; б) левый и правый пределы в точке разрыва; в) определить характер точки разрыва.
Т а б л и ц а 7
№ |
f (x) |
g(x) |
№ |
f (x) |
g(x) |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
|
|
7.2 |
|
|
7.3 |
|
|
7.4 |
|
|
7.5 |
|
|
7.6 |
|
|
7.7 |
|
|
7.8 |
|
|
7.9 |
|
|
7.10 |
|
|
7.11 |
|
|
7.12 |
|
|
7.13 |
|
|
7.14 |
|
|
7.15 |
|
|
7.16 |
|
|
7.17 |
|
|
7.18 |
|
|
7.19 |
|
|
7.20 |
|
|
7.21 |
|
|
7.22 |
|
|
7.23 |
|
|
7.24 |
|
|
7.25 |
|
|
7.26 |
|
|
7.27 |
|
|
7.28 |
|
|
7.29 |
|
|
7.30 |
|
|
8 Исследовать функцию на непрерывность и построить график.
Т а б л и ц а 8
№ |
f(x) |
№ |
f(x) |
|
|
|
|
8.1 |
|
8.2 |
|
продолжение таблицы 8
8.3 |
|
8.4 |
|
8.5 |
|
8.6 |
|
8.7 |
|
8.8 |
|
8.9 |
|
8.10 |
|
8.11 |
|
8.12 |
|
8.13 |
|
8.14 |
|
8.15 |
|
8.16 |
|
8.17 |
|
8.18 |
|
8.19 |
|
8.20 |
|
8.21 |
|
8.22 |
|
продолжение таблицы 8
8.23 |
|
8.24 |
|
8.25 |
|
8.26 |
|
8.27 |
|
8.28 |
|
8.29 |
|
8.30 |
|
9 Найти:
1) производные функций;
2) дифференциал функции из пункта б).
Т а б л и ц а 9
9.1 а) б) в) г) д) |
9.2 а) б) в) г) д) |
9.3 а) б) в) г) д) |
9.4 а) б) в) г) д) |
9.5 а) б) в) г) д) |
9.6 а) б) в) г) д) |
продолжение таблицы 9
9.7 а) б) в) г) д) |
9.8 а) б) в) г) д) |
9.9 a) б) в) г) д) |
9.10 а) б) в) г) д) |
9.11 а) б) в) г) д) |
9.12 а) б) в) г) д) |
9.13 а) б) в) г) д) |
9.14 а) б) в) г) д) |
9.15 а) б) в) г) д) |
9.16 а) б) в) г) д) |
9.17 а) б) в) г) д) |
9.18 а) б) в) г) д) |
9.19 а) б) в) г) д) |
9.20 а) б) в) г) д) |
9.21 a) б) в) г) д) |
продолжение таблицы 9
9.22 а) б) в) г) д) |
9.23 а) б) в) г) д) |
9.24 а) б) в) г) д) |
9.25 а) б) в) г) д) |
9.26 а) б) в) г) д) |
9.27 а) б) в) г) д) |
9.28 а) б) в) г) д) |
9.29 а) б) в) г) д) |
9.30 а) б) в) г) д) |
10 Найти производные методом логарифмического дифференцирования
Т а б л и ц а 10
10.1
|
10.2
|
10.3 |
10.4 |
10.5
|
10.6 |
продолжение таблицы 10
10.7 |
10.8 |
10.9 |
10.10 |
10.11 |
10.12 |
10.13 |
10.14 |
10.15 |
10.16 |
10.17 |
10.18
|
10.19 |
10.20 |
10.21 |
10.22 |
10.23 |
10.24 |
10.25 |
10.26 |
продолжение таблицы 10
10.27 |
10.28 |
10.29 |
10.30 |
11 Найти производные неявных функций.
Т а б л и ц а 11
11.1 xy – 6 = cos y |
11.2 xy + cos(x + y) = 0 |
11.3 + sin(x + y) = 0 |
11.4 xy = ln xy |
11.5 x + y = |
11.6 x = ln(x + y) |
11.7 x – y + arctg y = 0 |
11.8 |
11.9 x – y +3sin y = 0 |
11.10 |
11.11 |
11.12 xy = |
11.13 y = cos xy |
11.14 |
11.15 x – y + 4sin y = 0 |
11.16 |
11.17 |
11.18 |
11.19 xy + sin(x + y) = 0 |
11.20 xy = ctg y |
11.21 tg y = 4y – 5x |
11.22 y – = 0 |
11.23 y = sin xy |
11.24 y= |
11.25 – ln xy = 0 |
11.26 x + y= tg(x + y) |
11.27 + cos(x + y) = 0 |
11.28 y + = 0 |
11.29 + x = cos xy |
11.30 xy = ln(1 + y) |
12 Найти производную функции, заданной параметрически.
Т а б л и ц а 12
12.1 |
12.2 |
12.3 |
12.4 |
12.5 |
12.6 |
продолжение таблицы 12
12.7 |
12.8 |
12.9 |
12.10 |
12.11 |
12.12 |
12.13 |
12.14 |
12.15 |
12.16 |
12.17 |
12.18 |
12.19 |
12.20 |
12.21 |
12.22 |
12.23 |
12.24 |
12.25 |
12.26 |
12.27 |
12.28 |
12.29 |
12.30 |
13 Составить уравнение касательной и нормали к графику функции в точке с абсциссой х0.
Т а б л и ц а 13
№ |
y = f (x) |
|
№ |
y = f (x) |
|
|
|
|
|
|
|
13.1 |
|
-2 |
13.2 |
|
-1 |
13.3 |
|
4 |
13.4 |
|
1 |
13.5 |
|
-8 |
13.6 |
|
1 |
13.7 |
|
16 |
13.8 |
|
-1 |
13.9 |
|
3 |
13.10 |
|
2 |
продолжение таблицы 13
13.11 |
|
2 |
13.12 |
|
4 |
13.13 |
|
64 |
13.14 |
|
2 |
13.15 |
|
1 |
13.16 |
|
1 |
13.17 |
|
1 |
13.18 |
|
-2 |
13.19 |
|
2 |
13.20 |
|
1 |
13.21 |
|
3 |
13.22 |
|
1 |
13.23 |
|
1 |
13.24 |
|
-1 |
13.25 |
|
1 |
13.26 |
|
1 |
13.27 |
|
1 |
13.28 |
|
2 |
13.29 |
|
3 |
12.30 |
|
-2 |
14 Вычислить приближённое значение функции в точке х1 с помощью дифференциала.
Т а б л и ц а 14
№ |
y = f (x) |
х1 |
№ |
y = f (x) |
х1 |
|
|
|
|
|
|
14.1 |
|
1,03 |
14.2 |
|
1,97 |
14.3 |
|
0,98 |
14.4 |
|
7,64 |
14.5 |
|
2,002 |
14.6 |
|
1,03 |
14.7 |
|
8,36 |
14.8 |
|
17 |
14.9 |
|
2,56 |
14.10 |
|
3,998 |
14.11 |
|
1,996 |
14.12 |
|
2,997 |
14.13 |
|
2,01 |
14.14 |
|
1,98 |
14.15 |
|
0,998 |
14.16 |
|
31,85 |
продолжение таблицы 14
14.17 |
|
1,021 |
14.18 |
|
16,62 |
14.19 |
|
26,46 |
14.20 |
|
1,012 |
14.21 |
|
0,08 |
14.22 |
|
27,54 |
14.23 |
|
7,76 |
14.24 |
|
0,97 |
14.25 |
|
16,6 |
14.26 |
|
0,01 |
14.27 |
|
1,02 |
14.28 |
|
1,05 |
14.29 |
|
0,98 |
14.30 |
|
1,97 |
15 Найти пределы по правилу Лопиталя.
Т а б л и ц а 15
№ |
а) |
б) |
№ |
а) |
б) |
|
|
|
|
|
|
15.1 |
|
|
15.2 |
|
|
15.3 |
|
|
15.4
|
|
|
15.5 |
|
|
15.6 |
|
|
15.7 |
|
|
15.8 |
|
|
15.9 |
|
|
15.10 |
|
|
15.11 |
|
|
15.12 |
|
|
15.13 |
|
|
15.14 |
|
|
15.15 |
|
|
15.16 |
|
|
15.17 |
|
|
15.18 |
|
|
15.19 |
|
|
15.20 |
|
|
продолжение таблицы 15
15.21 |
|
|
15.22 |
|
|
15.23 |
|
|
15.24 |
|
|
15.25 |
|
|
15.26 |
|
|
15.27 |
|
|
15.28 |
|
|
15.29 |
|
|
15.30 |
|
|
1.3 Решение типового варианта
При вычислении пределов, прежде всего, следует подставить предельную точку в функцию вместо переменной.
Если получено вполне определённое значение (константа или бесконечность), то это значение является ответом.
Возможные виды определённостей:
.
Если в результате подстановки получена одна из неопределённостей (возможны семь видов неопределённостей: ), то, говорят, следует раскрыть неопределённость, т.е. вычислить предел,
используя различные методы, приведенные в таблице 16.
Рассмотрим эти методы на примерах.
1 Найти предел при
а) а=2;
б) а=5.
Решение:
а) подставим предельную точку а=2 в данную функцию вместо х, получим сразу ответ: ;
б) при подстановке а = 5 получим неопределённость вида , которую можно раскрыть, применяя один из двух методов:
1) разложить числитель и знаменатель дроби на множители, а затем
сократить дробь на общий множитель:
.
2) применяя правило Лопиталя: .
По этому правилу имеем: .
2 Найти пределы:
а) ;
б) ;
в) .
Решение:
при вычислении данных пределов после подстановки получается неопределённость вида , для её раскрытия применяем правило 1 таблицы 16.
а) числитель и знаменатель имеют одинаковые степени (), поэтому предел равен отношению коэффициентов старших степеней:
;
б) степень числителя больше степени знаменателя (), поэтому ;
в) степень знаменателя больше степени числителя (), поэтому .
3 Найти предел .
Решение:
при подстановке предельного значения получается неопределённость вида , которую в данном случае лучше раскрыть, умножая числитель и знаменатель на выражение, сопряжённое числителю. Одновременно знаменатель следует разложить на множители и затем сократить дробь на общий множитель:
.
Если применить правило Лопиталя, то получится тот же результат:
=.
4 Найти пределы:
а) ;
б) .
Решение:
а) при подстановке получим неопределённость вида , которую можно раскрыть, применяя, например, следующие методы:
1) первый метод – это приведение данного предела к форме второго замечательного предела
или его обобщенной форме :
===.
2) второй метод – это использование формулы, которую часто применяют для раскрытия неопределённостей вида:
.
По этой формуле == =
(используем теорему о замене бесконечно малой функции эквивалентной ей бесконечно малой: при )
= = .
Приведённую выше формулу можно не помнить, но использовать приём, который привёл к этой формуле:
положим , прологарифмируем это равенство по основанию е:
, и найдём
= (см. вычисление этого предела выше) = .
Итак, , откуда ;
б) ==.
5 Доказать, что функции f (x) = cos 2x – cos3 2x и φ(x) = 3x2 – 5x3 при х → 0 являются бесконечно малыми одного порядка малости.
Решение:
для доказательства того, что две функции f (x) и φ(x) при х → 0 являются бесконечно малыми одного порядка малости, необходимо показать, что :
(применяя таблицу 17, имеем: при )
6 Найти пределы:
а) ;
б) , используя эквивалентные бесконечно малые.
Решение:
а) применяя таблицу 17, имеем:
, при .
Поэтому
б) с учётом таблицы 17 преобразуем
– т.о., эта б.м. второго порядка по сравнению с х;
5х3 – б.м. третьего порядка относительно х;
() – б.м. первого порядка или одного порядка с х, поэтому по теореме 2 (см. справочный материал 1.4.2): .
Следовательно, .
7 Для функций и найти:
а) точку разрыва;
б) левый и правый пределы в точке разрыва;
в) определить характер точки разрыва.
Решение:
1) Рассмотрим :
а) точка х = –2 не входит в область определения этой функции, но функция определена в её окрестности, значит, х = –2 точка разрыва;
б) == 0,
= =;
в) так как один из односторонних пределов , то х = –2 точка разрыва второго рода.
2) Рассмотрим :
а) точка х = 6 не входит в область определения этой функции, но функция определена в её окрестности, значит, х = 6 точка разрыва;
б) == –, == +;
в) так как оба односторонних предела «равны» , то х = 6 точка разрыва второго рода.
8 Исследовать функцию на непрерывность и построить график.
Решение:
данная функция определена на промежутке (–;) и три составляющие её функции определены для всех x из соответствующих интервалов, таким образом, точками разрыва могут быть только точки, в которых меняется аналитическое выражение функции, т.е. х = 0 и х = 2.
Исследуем эти точки.
Найдём односторонние пределы в х = 0:
; ;
значение функции в этой точке .
Итак, , поэтому х = 0 точка непрерывности.
Аналогично для х = 2:
; ;
значение функции в этой точке .
Так как , то х = 2 точка разрыва первого рода, – скачок функции в этой точке.
График имеет вид:
Рисунок 1
9 Найти:
1) производные функций
а) ,
б) ,
в) ,
г) ,
д) ;
2) дифференциал функции из пункта б).
Решение:
1) по определению производной функции называется предел . На практике при дифференцировании функций используют таблицу производных (см. таблицу 18) и основные правила дифференцирования:
1) ; 2) ; 3);
4) если или (где и промежуточный аргумент), то
или ;
5) если и взаимно обратные функции, то :
а) запишем функцию в виде , затем по правилу 1) и формулам таблицы 18 имеем:
;
б) данную сложную функцию можно представить в виде
. По правилу 4) нахождения производной сложной функции и, учитывая формулу 9) таблицы 18, имеем:
;
в) используя таблицу 18 и правило 2), получим ;
г) используя таблицу производных 18 и правило 3), получим ;
д) представим данную функцию в виде цепочки элементарных функций, вводя промежуточные аргументы . Теперь находим производную, используя таблицу производных 18 и правило 4) нахождения производной сложной функции ;
2) дифференциалом функции называется выражение , поэтому для функции дифференциал равен .
10 Найти производные методом логарифмического дифференцирования
а);
б) .
Решение:
– метод логарифмического дифференцирования применяется для определения производных функций вида или громоздких, но удобных для логарифмирования функций (т.е. содержащих только операции умножения, деления, возведения в степень и извлечения корня). Он состоит в последовательном выполнении следующих действий: логарифмированию функции по основанию е, дифференцированию полученного выражения (при этом производная находится как производная сложной функции) и нахождению производной из последнего равенства, как находят неизвестные из алгебраического уравнения.
а) после логарифмирования данной функции по основанию е получим , продифференцируем результат: .
Из последнего равенства найдём
;
б) применяя метод логарифмического дифференцирования,
последовательно находим:
;
; ;
; .
11 Найти производную неявной функции .
Решение:
дифференцируем данное равенство, имея в виду, что у есть функция от х (т.е. сложная функция): .
Из последнего равенства как из уравнения находим
.
12 Найти производную от функции, заданной параметрически
.
Решение:
первая производная или просто производная параметрически заданной функции находится по формуле .
Так как , , то ;
13 Составить уравнение касательной и нормали к графику функции в точке с абсциссой х0 = 1.
Решение:
уравнение касательной к графику функции в точке х0 имеет вид: ,
уравнение нормали – .
Найдём , , .
Таким образом, уравнение касательной: или ;
уравнение нормали: или .
14 Вычислить приближённое значение функции в точке
x1 = 26,9 с помощью дифференциала.
Решение:
при достаточно малых значениях приращение функции может быть заменено её дифференциалом . Развернув это приближённое равенство, получим формулу , (*)
которую применяют для приближённых вычислений, если требуется вычислить и если проще вычислить и , где достаточно близкая к x точка.
В нашем примере x = 26,9 , пусть x0 = 27, тогда
, , .
Подставляя эти значения в формулу (*), получим
.
15 Найти пределы по правилу Лопиталя:
а);
б) .
Решение:
а) применяя правило Лопиталя (см. в примере 1б)), имеем
;
б) при вычислении пределов вида подстановка предельной точки в функции может привести к следующим неопределенностям: , которые можно раскрыть по формуле , приведённой в примере 4а), или с помощью приёма, указанного в этом же примере.
В нашем случае после подстановки предельной точки в функцию получим неопределённость вида , Положим и прологарифмируем это равенство по основанию е: .
Применим правило Лопиталя при нахождении предела
(применим повторно правило Лопиталя)
.
Таким образом, , откуда .
1.4 Справочный материал
1.4.1 Виды пределов и методы их вычисления
Т а б л и ц а 16
Виды пределов |
Результат подстановки предельной точки |
Результат или метод вычисления предела |
|
|
|
1 |
неопределённость |
|
2
|
, неопределённости |
а) разложение на множители; б) правило Лопиталя; в) умножение на сопряжённое выражение; г) применение эквивалентных бесконечно малых; д) правило 1 этой таблицы |
3 |
, , |
0 |
4 |
, , |
|
5 |
неопределённость |
привести к неопределённостям вида или , затем как в 1 или 2 этой таблицы |
6 |
, |
|
7 |
, |
0 |
8 |
неопределённость |
привести к неопределённостям вида или , затем как в 1 или 2 этой таблицы |
9 |
|
|
10 |
неопределённости |
а) привести ко 2-му замеч. пределу ; б) использовать формулу |
11 |
|
|
12 |
|
|
1.4.2 Сравнение бесконечно малых функций
Если , то называется бесконечно малой функцией или просто бесконечно малой (б. м.) при . Для сравнения бесконечно малых вычисляют предел их отношения.
Пусть и бесконечно малые при , тогда если
1) , то б.м. более высокого порядка малости, чем , в этом случае пишут ;
2) , то б.м. более низкого порядка малости, чем ;
3) , то б.м. и одного порядка;
4) , то б.м. и эквивалентны, записывают ;
5) , то есть б.м. - го порядка по сравнению с.
При вычислении пределов с б.м. в ряде случаев используют теоремы об эквивалентных б.м.:
Теорема 1. Если , при , то
1) ;
2) .
Теорема 2. Алгебраическая сумма конечного числа б.м. эквивалентна слагаемому низшего порядка.
Итак, следуя этим теоремам, в пределах одну б.м. можно заменить другой эквивалентной ей, при этом используют таблицу эквивалентных б.м.
Т а б л и ц а 17
, т.е. – бесконечно малая при , а £ ¥. |
||
1 |
5 |
9 |
2 |
6 |
10 |
3 |
7 |
11 |
4 |
8 |
|
1.4.3 Непрерывные функции. Точки разрыва, их классификация
Точками разрыва элементарной функции являются точки, в которых она не определена, но определена в их окрестности; если функция задана несколькими различными аналитическими выражениями, то точками разрыва могут быть точки, в которых меняется аналитическое выражение функции.
Односторонние пределы функции в точке а определяются как предел , вычисленный в предположении, что всегда или . Итак, левый предел: =;
правый предел: =.
Если функция непрерывна в точке а, то выполняются равенства
=.
Если а точка разрыва, то последние равенства нарушаются, и характер этого нарушения лежит в основе классификации точек разрыва:
1) если и существуют, но ,
то а точка разрыва первого рода с конечным скачком,
разность – – скачок функции в точке а;
2) если =, то а – устранимая точка разрыва первого рода.
3) если хотя бы один из пределов или не существует или «равен» , то а – точка разрыва второго рода.
1.4.4 Производные основных элементарных функций
Т а б л и ц а 18
1 |
7 |
13 |
2 |
8 |
14 |
3 |
9 |
15 |
4 |
10 |
16 |
5 |
11 |
17 |
6 |
12 |
|
Список литературы
1. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: В 2 ч.–М.: Высшая школа, 1986.–Ч.1–352 с.
2. Сборник индивидуальных заданий по высшей математике: В 3 ч. /А.П. Рябушко, В.В. Бархатов и др./Под редакцией А.П. Рябушко.–Минск: Вышэйшая школа, 2000.–Ч.1.–303 с.
3. Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике: Типовые расчеты.–М.: Высшая школа, 1983.–175 с.
4. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Учебник для втузов: В 2 т.–М.: Наука, 1976.–Т.1–456 с.
Содержание
1 Типовой расчёт 2. Предел функции. Непрерывность функции.
Дифференцирование функции одной переменной
3
1.1 Теоретические вопросы 3
1.2 Расчётные задания 3
1.3 Решение типового варианта 20
1.4 Справочный материал 31
Список литературы 34