АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Кафедра экономики, организации и управления производством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес и право

 

Методические указания к практическим занятиям

(для студентов, обучающихся по специальностям направления 210000 – Электроэнергетика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2004


СОСТАВИТЕЛИ: Г.Б.Валиева; О.А.Давыдова; С.А.Мурат. Бизнес и право. Методические указания к выполнению практических занятий (для студентов, обучающихся по специальностям направления 210000 – Электроэнергетика).- Алматы: АИЭС, 2003. – 30 с.

 

 

 

Методические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Бизнес и право» содержат порядок расчетов налогов на имущество физических лиц по плательщикам, налоговой базе и ставкам налога; методику определения государственных социальных пособий, налогов на транспорт и порядок возмещения ущерба здоровью работников, перечень рекомендуемой литературы и контрольные вопросы. Все практические занятия составлены с элементом использования НИРС.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: канд. экон. наук, доцент АИЭС                С.Г. Парамонов.

 

 

 

 

 

Печатается  по дополнительному плану издания Алматинского института энергетики и связи на 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ó Алматинский институт энергетики и связи, 2003 г.


Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бизнес и право» (для электроэнергетических специальностей) обсуждены на заседании кафедры ЭОиУП «20»  _июня__ 2003г.

Протокол № _11_ от  «20»   _июня__ 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой ЭОиУП                             Жакупов А.А.

 

 

 

Составили:          ст. преподаватель         Валиева Г.Б.

                                      ассистент            Давыдова О.А.

                                      ассистент            Мурат С.А.

 

 

 

 

Рецензент:           доцент АИЭС               Парамонов С.Г.

 

 


Содержание

 

1    Ознакомление с порядком налогообложения имущества физических лиц.…………………………………………………...………………………...4

2    Ознакомление с порядком выплаты государственных социальных пособий в Республике Казахстан……………………………...…………..…9

3    Определение размера налога на транспортные средства разными методами…….…………...…………………………………………..…...…..15

4    Ознакомление с сущностью и содержанием специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей…..……….......….....…..22

5    Порядок возмещения причиненного ущерба……….…………….......……25

6    Порядок регистрации налогоплательщиков…………...…………………..32


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Ознакомление с порядком налогообложения имущества физических лиц

Цель работы: ознакомление с понятием налога на имущество физических лиц, плательщиками, налоговой базой и ставками налога.

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

а)   объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;

б)   субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

в)   источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

г)   ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

д)   налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности. Плательщиками налога на имущество физических лиц не являются:

-            военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы;

-            Герои Советского Союза;

-            Герои социалистического труда;

-            Участники Великой Отечественной Войны и приравненные к ним лица;

-            удостоенные звания «Халык Кахарманы»;

-            награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан»;

-            многодетные матери, удостоенные звания «Мать героиня»;

-            награжденные подвеской «Алтын-Алка»;

-            инвалиды 1 и 2 группы;

-            отдельно проживающие пенсионеры.

В пределах стоимости объектов обложения, равной одной тысяче месячных расчетных показателей (1000 МРП).

Объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются принадлежащие им на праве собственности и не используемые предпринимательской деятельностью объекты:

-            жилые помещения, дачные строения, гараж и иные строения;

-            объекты незавершенного строительства, находящиеся на территории РК с момента проживания (эксплуатации).

Налоговой базой для физических лиц является стоимость объектов налогообложения, устанавливаемая по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным органом, определяемым правительством Республики Казахстан.

Если продолжительность налогового периода составляет менее двенадцати месяцев, налоговая база рассчитывается путем деления стоимости объекта налогообложения на 12 и умножения на количество месяцев в налоговом периоде. В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, налоговая база рассчитывается отдельно по каждому объекту.

Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, независимо от места  жительства налогоплательщиков, путем применения соответствующей ставки налога и налоговой базе в срок не позднее 1 августа налогового периода.

За объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе. В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, исчисление налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно.

При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающим факт уничтожения, разрушения, сноса.

При возникновении у налогоплательщика в течение налогового периода права на освобождение от уплаты налога, перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае передачи в течение налогового периода прав собственности на объекты налогообложения, сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности на имущество.

Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения объектом обложения лицом, передающим права собственности, должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав собственности. При этом первоначальному плательщику предъявляется сумма налога, исчисленная с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает право собственности. Последующему плательщику в уведомлении об исчисленной сумме налога на имущество, направляемом налоговыми органами, указывается сумма налога, исчисленная за период с начала месяца, в котором у него возникло право собственности. Годовая сумма налога может быть внесена в бюджет по согласованию при государственной регистрации прав собственности на объект обложения. В последующем указанные суммы налога вторично не уплачиваются.

Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц исчисляются в зависимости от стоимости объектов налогообложения. Налоговые ставки отражены в статье 365 кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Уплата налога на имущество с физических лиц производится в бюджет по месту нахождения объекта обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода.

Государство для того, чтобы исполнять свои функции по созданию общественного продукта (соцобеспечение, здравоохранение, обороноспособность, наука, словом, те капиталоемкие отрасли, которые не под силу частной инициативе) создает фискальный механизм. В Казахстане этот механизм полностью базируется на положениях Налогового кодекса. Статья «Доходы госбюджета» формируется в большей степени за счет налоговых поступлений, в том числе и за счет взимания налога на имущество физических лиц, обладающих правом на собственность.

Порядок расчета налоговой базы следующий: если продолжительность налогового периода составляет менее двенадцати месяцев, налоговая база рассчитывается путем деления стоимости объекта налогообложения на 12 и умножения на количество месяцев в налоговом периоде. Бывает, что тот или иной гражданин обладает несколькими квартирами, гаражами, дачами и т.д. В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, налоговая база рассчитывается, естественно, отдельно по каждому объекту.

Есть категория налогоплательщиков, которая не знает, в каком налоговом органе уплачивать налог: по месту жительства или по месту нахождения собственности. Где и когда платить налог? Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения, независимо от места жительства налогоплательщика, путем применения соответствующей ставки налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа налогового периода.

Например, частный дом, приобретен, как говорится, «в складчину», законодательством предусмотрен и такой вариант. За объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе. В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, исчисление налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно.

При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающим факт уничтожения, разрушения или сноса.

Задание 1. Исчислить налог на имущество индивидуального предпринимателя, если помещение, где осуществляется предпринимательская деятельность, находится в составе жилого фонда.

В статье 353, п.1 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы. Согласно ст. 355, п.1 юридические лица и индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество по ставке 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Таблица 1 - Расчет суммы налога на имущество

Собственность

Среднегодовая стоимость основных средств, тг

Сумма налога на имущество, тг

ТОО «Авангард»

3450060

 

МП «Лилия»

1235200

 

АО «Искра»

8784000

 

 

Контрольные вопросы

1.                 Что подлежит налогообложению?

2.                 Как рассчитывается налоговая база?

3.                 От чего зависит размер налога?

4.                 Какие объекты облагаются налогом на имущество физических лиц?

5.                 Какие категории лиц не являются плательщиками налога на имущество физических лиц? 
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Ознакомление с порядком выплаты государственных социальных пособий в Республике Казахстан

Цель работы: Ознакомление с системой государственных социальных пособий в Республике Казахстан.

В связи с изменениями в Законе РК "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан" от 21 марта 2002 года, с 1 января 2002 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности составляют:

-          Для инвалидов I группы общего заболевания 5761 тенге (прибавлено 823 тенге);

-          II группы - 3704 тенге (при6авлено 412 тенге);

-          Детям-инвалидам до 16 лет - 3292 тенге;

-          Инвалидам с детства I группы - 5761 тенге;

-          Инвалидам с детства II группы - 4115 тенге;

-          Инвалидам с детства III группы - 3292 тенге.

В последних трех группах прибавка составила 823 тенге.

Специальное городское пособие в размере 412 тенге не положено получателям специального государственного пособия, которое составляет для инвалидов 1-2 групп -1,4 МРП, для инвалидов 3 группы - 0,6 МРП , инвалидам с детства до 16 лет - 0,9 МРП. Для этих категорий граждан специальное государственное пособие составляет 1153,49 и 741 тенге соответственно.

Пример 1. Инвалид 2 группы  получает специальное государственное пособие. До увеличения МРП он получал 775 * 1,4 = 1085 тенге, после увеличения 823 * 1,4 = 1153 тенге, разница составила 68 тенге.

Пример 2. Работник получил на работе травму и стал инвалидом. Теперь ему нужен протез. Средств у семьи нет. Семья обращалась к руководству предприятия, но им отказали: он теперь уже не работает, и у предприятия нет на это денег. Должно ли предприятие помочь работнику? И какие льготы он имеет на оплату коммунальных услуг?

Согласно Закону РК «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан», работники, которые стали инвалидами вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, должны быть обеспечены средствами передвижения, протезно-ортопедическими изделиями, а также получать медицинскую и социально-трудовую помощь за счет работодателя, с которым у этого работника был заключен трудовой договор и на предприятии которого было получено трудовое увечье.

Если работник, согласно всем имеющимся документам, стал инвалидом, то руководство предприятия обязано помочь ему в приобретении протеза. Если работодатель уклоняется от исполнения своей обязанности, то инвалид вправе подать иск в суд. За него это может сделать орган соцобеспечения.

Если работник имеет инвалидность I или II группы, то на оплату коммунальных услуг (централизованное отопление, холодная и горячая вода, канализация, электричество, газ, мусор, лифт), а также на оплату топлива и содержание жилища ему должны выплачивать специальное государственное пособие.

Согласно Закону РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», ежемесячное пособие инвалидам I или II группы составляет 1,4 месячного расчетного показателя.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 661 утверждены «Правила осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных профессиональных пенсионных взносов из накопительных пенсионных фондов» (далее – правила) и «Методика осуществления расчета размера пенсионных выплат по графику».

Правила, разработанные в связи с необходимостью внедрения системы пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов, предусматривают пожизненное пенсионное обеспечение граждан и определяют порядок расчета суммы пенсионных выплат по графику за счет обязательных пенсионных взносов в зависимости от суммы пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете получателя и от размера пенсии из Центра.

Вместе с тем, учитывая, что в ближайшие годы объем пенсионных накоплений у вкладчиков, достигающих пенсионного возраста, не позволит активно использовать действенные схемы распределения накоплений в виде выплат по графику и в виде аннуитетов, предусмотрены также упрощенные схемы пенсионных выплат, в том числе единовременные выплаты.

Прежде всего, все граждане, имеющие сумму пенсионных накоплений в размере менее ста тысяч тенге или менее двенадцатикратного размера минимальной пенсии, установленной Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (в зависимости от того, какая из указанных величин является большей), могут получить сразу всю сумму пенсионных накоплений, независимо от размера пенсии, назначенной из Центра.

Далее определен порядок выплат в зависимости от размера пенсии из Центра. Если получателю назначена пенсия из Центра в размере, равном или более размера минимальной пенсии, то годовая сумма пенсионных выплат рассчитывается в размере наибольшей из следующих величин:

1)       двенадцатикратного размера минимальной пенсии, установленной Законом о республиканском Бюджете на соответствующий финансовый год;

2)       ста тысяч тенге;

3)       величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя по таблице, данной в приложении к правилам.

Пример 3. Мужчине по достижении возраста 63 года назначена пенсия из Центра в размере 8 000 тенге, сумма пенсионных накоплений на его пенсионном счете составляет 240 000 тенге.

Расчет:

1)       12-кратный размер минимальной пенсии – (5000*5) + (5500*7) = 63500 тенге;

2)       100 тыс. тенге;

3)       годовая величина пенсионных выплат по графику, рассчитанная с применением коэффициента текущей стоимости, - 240000*0,06854 = 16449 тенге.

Наибольшая из выше рассчитанных величин – 100 тыс. тенге. Значит, получателю при обращении за пенсионной выплатой из накопительного пенсионного фонда в 2003 году будет выплачено сто тысяч тенге. Аналогичный расчет будет произведен и на следующий год.

В настоящее время имеется незначительное число лиц, у которых размер пенсии из Центра ниже минимальной пенсии, установленной Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для данной категории граждан нормы правил принимаются последовательно.

Во-первых, сумма ежемесячных пенсионных выплат, назначенных получателю из Центра, и пенсионных выплат по графику не должна быть меньше размера минимальной пенсии.

Во-вторых, годовая сумма пенсионных выплат по графику рассчитывается в размере наибольшей из величин: разницы между двенадцатикратным размером минимальной пенсии и годовой суммы пенсионных выплат, назначенных получателю из ГЦВП, и величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

Задание. Произвести подобные расчеты, если размер пенсии из центра составляет 9200 тенге, сумма пенсионных накоплений равна 185000 тенге.

Пример 4. Получатель – мужчина, достигший 63 лет, обратился за выплатой пенсионных накоплений 1.08.2003 г. Размер пенсии из Центра – 3500 тенге. Сумма накоплений в накопительном пенсионном фонде 500 000 тенге. Коэффициент текущей стоимости согласно приложению к правилам – 0,06854.

Расчет:

1)       Годовая сумма минимальной пенсии – (5000*5) + (5500*7) =63500 тенге.

Годовая сумма выплат из центра – 3500*12 = 42000 тенге

Годовая величина пенсионных выплат по графику: 63500 тенге – 42000 тенге = 21500 тенге

2)       Годовая величина пенсионных выплат по графику, рассчитанная с применением коэффициента текущей стоимости, - 500000*0,06854 = 34270 тенге.

Сумма пенсионных выплат из фонда, обеспечивающая в совокупности с пенсией из Центра размер минимальной пенсии, составляет 21500 тенге. Сумма пенсионных выплат по графику, рассчитанная с применением коэффициента текущей стоимости, - 34270 тенге. Таким образом, получателю при обращении за пенсионной выплатой из накопительного пенсионного фонда в 2003 году будет выплачена наибольшая из рассчитанных величин – 34270 тенге.

Для расчета годового размера пенсионных выплат принимается календарный год – с 1 января по 31 декабря. Получатель имеет право на получение годовой суммы пенсионных выплат в полном объеме, независимо от момента обращения за выплатой. Периодичность получения годовой суммы пенсионных выплат (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) определяется по выбору получателя в дополнительном соглашении.

В течение пятнадцати рабочих дней после получения документов, предоставленных для получения пенсионных накоплений, накопительный пенсионный фонд разрабатывает и представляет на рассмотрение получателю дополнительное соглашение, включающее график пенсионных выплат и являющееся неотъемлемой частью договора о пенсионном обеспечении.

Что касается выплаты пенсионных накоплений за счет добровольных профессиональных взносов, то законодательством определено, что данные накопления формируются за счет средств, вносимых добровольно, по своей инициативе физическими и юридическими лицами в пользу работников по установленному перечню профессий. Поэтому в правилах определенно, что годовая сумма выплат за счет добровольных профессиональных взносов устанавливается по соглашению получателя и накопительного пенсионного фонда. Перечень профессий с вредными и тяжелыми условиями труда утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2003 года №452.

Представленный порядок осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов принят на среднесрочный период исходя из практической реализации накопительной пенсионной системы. Дальнейшее совершенствование новой пенсионной системы потребует разработки других схем пенсионных выплат в соответствии с накоплениями граждан.

Задание. Произвести аналогичные расчеты, если размер пенсии из центра составляет 3750 тенге, на пенсионном счете накоплено 435200 тенге.

 

Контрольные вопросы

1.        Кому не положены государственное социальное пособие и специальное государственное пособие?

2.        По каким группам инвалидности выдается пособие?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Определение размера налога на транспортные средства разными методами

Цель работы: Изучение методов налогообложения на транспортные средства.

По приобретенным транспортным средствам, не состоявшим ранее на учете на территории Республики Казахстан в уполномоченном органе, налог подлежит уплате до или в момент его постановки на учет. Сумма налога исчисляется за период с начала месяца, в котором возникло право собственности на транспортное средство путем деления годовой суммы налога на 12 и умножения на количество месяцев, оставшихся до конца налогового периода.

Согласно ст. 348 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» налог на транспортные средства исчисляется плательщиками самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству, приведенных в таблице для расчета налога по транспортным средствам на 2002 год.

Пример 1. В соответствии с п.2 ст.347 Кодекса РК при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 1500 по 2000 куб.см., облагаемых по ставке 7 МРП, при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 2000 по 2500 куб.см., облагаемых по ставке 10 МРП, при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 2500 по 3000 куб.см., облагаемых по ставке 17 МРП, при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 3000 по 4000 куб.см., облагаемых по ставке 22 МРП, при объеме двигателя легковых автомобилей свыше 4000 куб.см., облагаемых по ставке 117 МРП, сумма налога увеличивается на каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 12 тенге.

 


Таблица 2 - Ставки налога на легковые транспортные средства с 01.01.2002 года (в тенге)

Объект обложения (объем двигателя, см3)

Месячный расчетный показатель

Размер налога

Исходные данные

Увеличение за каждую единицу превышения объема на 12 тенге

Ставка налога до 6 лет

Сроки эксплуатации (в странах СНГ)

Свыше 6 лет для остальных машин

от 6 до 15 включительно с коэф. – 0,3

свыше 15 по 25 с коэф. – 0,2

свыше 25 лет с коэф. – 0,1

с коэф. – 05 до 3000 смвкл.

с коэф. – 0,7 свыше 3000 по 4000 см3

с коэф. – 1,0 свыше 4000 см3

Превышение

Сумма

 

Легковые автомобили до 1100 включительно

823

4

3292

0

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Свыше 1100 по 1500

823

6

4938

0

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Свыше 1500 по 2000:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1501

823

7

5761

1

 

 

 

 

 

 

-

-

 

1600

823

7

5761

100

 

 

 

 

 

 

-

-

 

1700

823

7

5761

200

 

 

 

 

 

 

-

-

 

1800

823

7

5761

300

 

 

 

 

 

 

-

-

 

1900

823

7

5761

400

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2000

823

7

5761

500

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Свыше 2000 по 2500:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2001

823

10

8230

1

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2100

823

10

8230

100

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Подпись: 132200

823

10

8230

200

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2300

823

10

8230

300

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2400

823

10

8230

400

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2500

823

10

8230

500

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Свыше 2500 по 3000:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2501таблицы 2

823

17

13991

1

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2600

823

17

13991

100

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2700

823

17

13991

200

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2800

823

17

13991

300

 

 

 

 

 

 

-

-

 

2900

823

17

13991

400

 

 

 

 

 

 

-

-

3000

823

17

13991

500

 

 

 

 

 

 

-

-

 

Свыше 3000 по 4000:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3001

823

22

18106

1

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3100

823

22

18106

100

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3200

823

22

18106

200

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3300

823

22

18106

300

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3400

823

22

18106

400

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3500

823

22

18106

500

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3600

823

22

18106

600

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3700

823

22

18106

700

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3800

823

22

18106

800

 

 

 

 

 

-

 

-

 

3900

823

22

18106

900

 

 

 

 

 

-

 

-

 

4000

823

22

18106

1000

 

 

 

 

 

-

 

-

Свыше 4000

823

117

96281

0

 

 

 

 

 

-

-

-

 

 

 


Таблица 3 - Исходные данные для определения размера налога на транспортные средства

 

Вариант

Марка машины

Год выпуска

Объем двигателя, куб.см.

1

ВАЗ 2107

1990

1569

2

ВАЗ 2107

1995

1612

3

ВАЗ 21043

1991

1556

4

ВАЗ 2106

1996

1635

5

ВАЗ 21083

1991

1545

6

ВАЗ 2109

1989

1301

7

ВАЗ 2121

1990

1707

8

ВАЗ 2121

1997

1728

9

ГАЗ 31029

1995

2435

10

ТАВРИЯ

1995

1114

11

МОСКВИЧ 2137

1976

1503

12

МОСКВИЧ 2140

1981

1708

13

МОСКВИЧ 2141

1987

1607

14

RENAULT 21

1987

1704

15

AUDI 100

1978

1606

16

BMV X5

2002

3005

17

TAYOTA LAND CRUIZER

2001

4502

18

MERSEDES S320

1997

3236

19

FORD EXPEDITION

1997

5409

20

HAMMER H2

2002

6102

21

MERSEDES E280

1994

2803

22

MERSEDES A140

2001

1414

23

HONDA ACCORD

1996

2215

24

FORD GRANADA

1980

2816

25

DAEWOO TIKO

1993

807

26

DAEWOO TIKO

1999

1038

 

У Вас в собственности автомобиль марки ВАЗ-21073,1994 года выпуска, с объемом двигателя 1690 куб.см., отличающийся от объема двигателя 1600-1700 куб.см. (таблица 1). Превышение объема двигателя вашего автомобиля от объема двигателя 1500 куб.см. составит 190 куб.см. Для определения подлежащей уплате суммы налога также следует учитывать страну-производителя и год выпуска автомашины. Ваш автомобиль относится к категории транспортных средств производства СНГ со сроком эксплуатации свыше 6 лет. Для него предусмотрено применение поправочного коэффициента 0,3. Соответственно сумма налога на указанное транспортное средство на 2002 год составит:

(7*823+190*7)*0,3=2127 тенге, где

7 – размер налога в МРП;

823 – МРП в тенге, установленный согласно п.2 ст.13 Закона РК «О республиканском бюджете на 2002 год» от 15.12.2001 г. №273-11 РК;

190 – превышение объема двигателя от объема двигателя 1500 куб.см., указанного в таблице 1;

7 – ставка налога за каждую единицу превышения, в тенге;

0,3 – поправочный коэффициент для машин производства стран СНГ, срок эксплуатации которых превышает 6 лет.

Задание: по вариантам с помощью таблиц 1, 2 необходимо рассчитать требуемые показатели

 

Пример 2. Ставки таможенных пошлин по оформлению автотранспортных средств Республики Казахстан:

·          При таможенном оформлении автотранспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию РК, выплачивается таможенный сбор в размере 0,2% от таможенной стоимости.

·          Таможенная пошлина составляет 10% от стоимости автомобиля, притом:

ü     Объем двигателя до 3000 куб.см. – не менее 0,1 евро за 1 куб.см;

ü     Объем двигателя более 3000 куб.см. – не менее 0,5 евро за 1 куб.см;

·          Если автомобиль старше 10 лет, то таможенная пошлина составляет 15% от таможенной стоимости автомобиля.

Кроме того, надо заплатить НДС в размере 16% от общей стоимости машины.

 

Таблица 4 - Таможенные ставки на ввоз  автотранспорта старше 7 лет в РФ

Объем двигателя (куб.см.)

Ввозная ставка сегодня (евро за «куб.см.»)

Пошлина с 1.10.2002 г.

Для физических лиц:

 

 

до 2500

0,85

2

свыше 2500

1,4

3

Для фирм:

 

 

до 1000

0,45

1,4

1000-1500

0,5

1,5

1500-1800

0,45

1,6

1800-3000

0,55

2,2

свыше 3000

1

3,2

 

За популярный «Мерседес 124» с объемом двигателя 2,3 литра придется при растаможке заплатить 1955 евро (объем двигателя умножаем на 0,85). А через неделю (умножаем на 2) получается уже 4600 евро.

Задание: по вариантам с помощью таблиц 2, 3 необходимо рассчитать требуемые показатели

 

Контрольные вопросы

1.        За какой период исчисляется сумма налога на автотранспортное средство?

2.        На какую сумму идет увеличение налога за каждую единицу превышения объема двигателя?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Ознакомление с сущностью и содержанием специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей

Цель работы: ознакомление со специальным налоговым режимом на основе упрощенной декларации для индивидуальных предпринимателей.

Для регистрации индивидуального предпринимателя, работающего на основе упрощенной декларации, субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным органом.

Для индивидуальных предпринимателей предельная среднесписочная численность составляет не более 15-ти человек, предельный доход за год составляет 4500,0 тыс.тенге.

Уплата социального, индивидуального подоходного налога и представление отчетности на основе упрощенной декларации производится в общеустановленном порядке. Государственная регистрация носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя  в территориальном налоговом органе по месту жительства, для этого лицо представляет в налоговый комитет:

а)   Заявление по установленной форме;

б)   Документ о внесении сбора за государственную регистрацию (квитанция об уплате);

в)   Фотографию, размером 3х4 см.

Свидетельство о государственной регистрации выдается бессрочно.

Данный режим примечателен тем, что:

-            во-первых, исчисление налогов производится по окончании квартала по фактически полученному доходу,

-            во-вторых, налоги, исчисляемые на основе упрощенной декларации, рассчитываются по единой ставке без учета затрат, т.е. для исчисления корпоративного или индивидуального подоходного и социального налогов нет необходимости в ведении учета затрат.

Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в срок не позднее 15 числа, месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом. Привлекательность специального режима на основе упрощенной декларации заключается в том, что позволяет делать корректировку исчисленных сумм налогов в зависимости от декларированной среднесписочной численности, так, налоговые обязательства уменьшатся за каждого наемного работника в размере 1,5 процента от суммы налогов.

Пример 1. У предпринимателя среднесписочная численность за квартал 15 человек, сумма корректировки налогов в сторону уменьшения составит 74,25 тенге (330,0х15 чел.х1,5%). Таким образом, в бюджет предприниматель уплатит не 330,0 тыс.тенге, а 255,75 тыс.тенге (330,0 тыс.-74,25).

Исчисленная сумма налога распределяется равными долями на подоходный и социальный налог и 127,9 тыс.тенге – социальный налог.

Кроме того, по действующему законодательству предприниматели, работающие в упрощенном режиме на основе упрощенной декларации, освобождаются от сдачи годовой декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах.

Задание. Определить сумму корректировки налога по своему варианту и объяснить полученные результаты расчетов.

 

Таблица 5 - Исходные данные для расчета размера корректировки подоходного и социального налогов

Варианты

Численность работников, чел.

Налоговые обязательства, %

Сумма корректировки налога, тыс. тенге

1

15

1,5

 

2

13

1,5

 

3

9

1,5

 

4

12

1,5

 

5

8

1,5

 

6

14

1,5

 

7

10

1,5

 

8

14

1,5

 

9

11

1,5

 

10

15

1,5

 

11

10

1,5

 

12

9

1,5

 

13

7

1,5

 

14

13

1,5

 

15

14

1,5

 

16

12

1,5

 

17

14

1,5

 

18

11

1,5

 

19

10

1,5

 

20

13

1,5

 

 

Контрольные вопросы

1.        В чем состоит режим уплаты социального, индивидуального подоходного налога и представление отчетности?

2.        Какова предельная среднесписочная численность работников для индивидуального предпринимателя?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Порядок возмещения причиненного ущерба

Цель работы: ознакомиться с материальной ответственностью организации и правами работников, пострадавших в процессе производственной деятельности.

Организации несут материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем, либо иным повреждением здоровья (далее – трудовое увечье), связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, происшедшим по вине организации.

Организация освобождается от возмещения ущерба, если докажет, что ущерб причинен не по ее вине.

Если трудовое увечье наступило не только по вине организации, но и вследствие грубой неосторожности пострадавшего работника, размер возмещения уменьшается в зависимости от степени вины работника.

Степень вины пострадавшего устанавливается комиссией, расследующей данный несчастный случай, в порядке, определяемом Положением о расследовании и учете несчастных случаев и иных повреждений здоровья трудящихся на производстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров РК от 15 декабря 1994 года №414.

Объем, характер и размеры возмещения ущерба определены в статьях 936-946 Гражданского кодекса РК (Особенная часть), введенного в действие с 1 июля 1999 года и в статье 3 Закона РК «Об охране труда».

Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы возмещения ущерба являются также Правила возмещения организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечья, либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением Кабинета Министров РК от 17 марта 1993 года № 201 с последующими изменениями и дополнениями; Инструкция «О порядке применения Правил возмещения организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты населения РК от 14 августа 1998 года № 158-П; Постановление Пленума Верховного Суда РК от 9 июля 1999 года «О некоторых вопросах применения судами республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

Возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также расходы, вызванные повреждением здоровья на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и др., если признано, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не получает их бесплатно.

Работнику, утратившему трудоспособность или лицам, имеющим на это право в случае смерти работника, организация выплачивает единовременное пособие, размер которого определяется коллективным договором и законодательством и должен быть не менее:

-      десятикратного годового заработка работника в случае смерти в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

-      пятикратного годового заработка работника, признанного инвалидом первой или второй группы от трудового увечья или профессионального заболевания;

-      двукратного годового заработка работника, признанного инвалидом третьей группы от трудового увечья или профессионального заболевания;

-      годового заработка работника при определении ему стойкой утраты трудоспособности без установления инвалидности.

Размер подлежащего возмещению утраченного заработка (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья, либо до наступления утраты трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии – общей трудоспособности.

Степень утраты трудоспособности устанавливает медико-социально-экспертная комиссия (МСЭК).

В состав утраченного заработка (дохода) включаются все виды оплаты труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера (компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и т.п.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар, включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.

Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

В случае смерти работника право на возмещение ущерба имеют нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, ребенок умершего, родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг либо другой член семьи, независимо от трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо, хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Право на возмещение ущерба имеют также лица, состоящие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.

Один из родителей, супруг, либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Заявление о возмещении ущерба подается в организацию, которая несет ответственность за ущерб, причиненный трудовым увечьем, администрация организации обязана рассмотреть заявление о возмещении ущерба и принять соответствующее решение не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами или поступления необходимых документов.

Решение о возмещении ущерба оформляется приказом (распоряжением) по организации.

При несогласии с решением администрации работник или другое заинтересованное лицо может обжаловать ее решение в судебном порядке.

Работники, ставшие инвалидами вследствие трудового увечья или профессионального заболевания за счет средств организации обеспечиваются средствами передвижения, протезно-ортопедическими изделиями и другими видами медицинской и социально-трудовой реабилитации. В случаях уклонения от выполнения этих обязанностей средства для вышеуказанных целей взыскиваются в судебном порядке с виновных организаций в двойном размере по иску органов социального обеспечения в пользу инвалида (статья 3 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»).

Суммы возмещения вреда, выплачиваемые гражданам в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего, подлежат индексации в установленном законодательными актами порядке при повышении стоимости жизни.

При повышении законодательными актами минимального размера заработной платы суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей увеличиваются пропорционально повышению месячного расчетного показателя.

Доставка и пересылка сумм, выплачиваемых в возмещении ущерба, производятся за счет организации.

Суммы, выплачиваемые в возмещении ущерба, не облагаются налогами. Удержания из этих сумм производятся в том же порядке, что и удержания из заработной платы.

Пример 1. Порядок возмещения ущерба, причиненного при перевозке груза или багажа.

Согласно ст. 17 Закона «О транспорте в Республике Казахстан» перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли не по его вине.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

-                в случае утраты или недостачи – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

-                в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

-                в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Если в результате повреждения, за которое перевозчик отвечает, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещение за его утрату. В случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа. Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки.

 

Пример 2. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа и груза.

В соответствии с положением ст. 18 Закона «О транспорте в Республике Казахстан» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.

За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.

Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.

Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание.

По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.

Задание. Составьте описание конкретной ситуации, основываясь на примерах 1 и 2, исходные данные следует выбрать произвольно. Затем объясните порядок разрешения спорной ситуации.

 


Контрольные вопросы

1.     Какие нормативные правовые акты регулируют вопросы возмещения  ущерба?

2.     Как выплачиваются суммы возмещения ущерба?

3.     Как определяется размер единовременного пособия?

4.            Что входит в состав утраченного заработка?

5.            Кто имеет право на возмещение ущерба в случае смерти работника?

6.            Куда и в какие сроки подается заявление о возмещении ущерба?

7.            Как устанавливается степень утраты трудоспособности работника?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Порядок регистрации налогоплательщиков

Цель работы: ознакомиться с содержанием статьи 12 Налогового кодекса РК.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном объёме исполнять налоговое обязательство, к налоговому обязательству относится постановка на налоговый учёт в налоговом органе. Исполнение налогового обязательства налогоплательщиком осуществляется самостоятельно, в установленные сроки.

Регистрационный учет налогоплательщиков в органах налоговой службы является основой налогового контроля, так как в результате регистрационного учета органы налоговой службы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их местонахождении.

Регистрационный учёт налогоплательщиков предусматривает:

·            государственную регистрацию;

·            регистрационный учёт.

Государственная регистрация налогоплательщиков – присвоение регистрационного номера и внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков РК.

В результате регистрации налогоплательщику присваивается уполномоченным государственным органом единый по всей территории РК регистрационный номер (РНН), сведения о нём вносятся в Государственный реестр. Налоговый орган осуществляет постановку на регистрационный учёт в течение 2-х рабочих дней с момента подачи заявления, о чём выдаётся Свидетельство установленного образца.

Регистрационный учёт – постановка на учёт по местонахождению, местожительству, месту осуществления деятельности, по местонахождению объектов налогообложения (фактическому местонахождению недвижимого имущества (земли), месту государственной регистрации транспортных средств).

Действующий налоговый Кодекс достаточно подробно регламентирует основания, место, сроки и порядок постановки на регистрационный учёт налогоплательщиков в налоговом органе.

Несмотря на это, при регистрации в налоговых органах, налогоплательщиками допускаются многочисленные нарушения.

В соответствии со статьей 522 Налогового кодекса РК сроки прохождения государственной регистрации налогоплательщиков следующие:

а)     Физические лица обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика в течение десяти рабочих дней с момента возникновения налоговых обязательств, предусмотренных Налоговым кодексом.

б)     Юридические лица, их структурные подразделения обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика в течение десяти рабочих дней со дня их государственной (учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан.

В случае изменения  регистрационных данных, указанных в заявлении юридическим или физическим лицом – индивидуальным предпринимателем, налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган в течение 10 дней с момента изменения таких данных.

При изменении юридическим или физическим лицом – индивидуальным предпринимателем местонахождения или места осуществления деятельности налогоплательщик обязан в течение 10 рабочих дней уведомить налоговый орган, в котором он состоял на регистрационном учете и встать на регистрационный учет по новому местонахождению или месту осуществления деятельности с сохранением прежнего регистрационного номера налогоплательщика.

В нарушение приведенных положений Налогового кодекса, налогоплательщики обращаются в налоговый орган о постановке на регистрационный учет в течение 10 рабочих дней не со дня их регистрации в органах юстиции Республики Казахстан, а со дня их регистрации в статистических органах, т.е. с даты получения статистической карточки, что приводит к несвоевременному проведению регистрации.

 Об изменениях регистрационных данных, указанных в заявлении, в большинстве случаев налогоплательщик или вообще не сообщает в налоговый орган или сообщает по истечении 10 дней с момента изменения таких данных.

За нарушение сроков постановки на регистрационный учет налогоплательщик несет административную ответственность, согласно статье 205 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

При этом применение административного штрафа в отношении юридического лица не освобождает от административной ответственности должностные лица.

Таким образом, при постановке на регистрационный учет с опозданием, в соответствии с КоаП РК, налогоплательщику предъявляется административный штраф, в общей сложности (на должностных и на юридических лиц), в размере от 30 до 70 месячных расчетных показателей, на физических лиц – от 10 до 20 месячных расчетных показателей.

Регистрационный учет налогоплательщиков.

Для регистрации в налоговом органе юридическим лицом – резидентом его структурным подразделением подается заявление о постановке на регистрационный учет по форме 008. Одновременно с заявлением о постановке на учет представляются копии заверенных в установленном порядке свидетельства о регистрации, карточки статистического учета, учредительных документов, доверенность, документы, подтверждающие юридический адрес (гарантийное письмо или договор аренды).

Одним из наиболее распространенных нарушений также является предоставление налогоплательщиком для регистрационного учета документов не в полном объеме.

Так, зачастую в налоговые органы предоставляются копии учредительных документов, не заверенные в установленном порядке нотариально.

Кроме того, в соответствии с п.8, статьи 524 Налогового кодекса налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком. В доверенности указывается конкретный срок и конкретный перечень полномочий. Доверенность также заверяется нотариально.

В свою очередь, при выдаче доверенности налогоплательщик не всегда обращает внимание на правильность оформления доверенности и не указывает в ней дату выдачи, перечень и срок полномочий.

Другим распространенным нарушением является отражение в заявлении недостоверных сведений.

Несмотря на то, что согласно статье 528 Налогового кодекса, налогоплательщик в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан несет ответственность за нарушение срока прохождения государственной регистрации налогоплательщиков, достоверность представляемых сведений при присвоении РНН и постановке на регистрационный учет, а также за правильность проставления РНН в налоговой отчетности и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан, в представляемом заявлении указывается не достоверный РНН учредителей, руководителя и главного бухгалтера, а также доверенного лица, регистрируемого предприятия.

Особо следует обратить внимание налогоплательщиков на тот факт, что прежде чем поставить на учет юридическое лицо, необходимо убедиться в наличии РНН у физических лиц (учредителей, руководителя и главного бухгалтера) и о внесении его в Государственный реестр налогоплательщиков.

В связи с тем, что в большинстве случаев РНН физических лиц не внесен в Государственный реестр, налоговым органом не представляется возможным поставить на регистрационный учет юридическое лицо.

Задание. Обсудите следующие ситуации

-                 работник предприятия требует от бухгалтера поставить его на налоговый учет;

-                 можно ли осуществить постановку на налоговый учет в Жетысуйском районе, если транспортное средство гражданина зарегистрировано в Бостандыкском районе г. Алматы;

-                 у главного бухгалтера фирмы отсутствует РНН, каков порядок      постановки фирмы на налоговый учет.

 

Контрольные вопросы

1.            В чем состоит регистрационный учет налогоплательщиков в органах налоговой службы?

2.            Каковы сроки прохождения государственной регистрации налогоплательщиков?

3.            Какой размер штрафа выплачивает налогоплательщик при постановке на регистрационный учет с опозданием?

4.            Какие документы необходимо оформить для постановки на регистрационный учет налогоплательщиков?

5.             Известны ли Вам различия между правилами регистрации налогоплательщиков в РК и в других странах СНГ?

6.            Какие нарушения могут допускаться налогоплательщиками при регистрации в налоговых органах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Св. план 2003 г., поз. 23

 

 

 

 

 

Валиева Гульжан Бабатаевна

 

 

 

 

 

Бизнес и право

 

Методические указания к практическим занятиям

(для студентов, обучающихся по специальностям направления 210000 – Электроэнергетика)

 

 

 

 

 

Редактор                                В.В. Шилина

 

 

 

 

Подписано в печать“___”___”___”

Тираж ____50_____________ экз.

Формат 60х 84 1/16

Объем ___1,75_______ уч. - изд.л.

Бумага типографическая № 1

Заказ _____. Цена ___56____тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

Копировально-множительное бюро

Алматинского института энергетики и связи

480013 Алматы, Байтурсынова, 126