Программа профессиональной практики магистрантов

Некоммерческое акционерное общество<
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Инженерной кибернетики

 

 

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ
Методические указания для магистрантов специальности 6М070200  - Автоматизация и управление

 

Алматы 2013

 

СОСТАВИТЕЛИ: Ибраева Л.К., Хан С.Г. Программа профессиональной практики магистрантов. Методические указания для магистрантов специальности 6М070200  - Автоматизация и управление - Алматы: АУЭС, 2013.-  14 с.

 

Методические указания описывают программы и базы профессиональных практик для магистрантов специальности  6М070200 - «Автоматизация и управление»: педагогической и исследовательской практики для магистрантов научно-педагогического направления и производственной практики для магистрантов профильного направления. 

Библиогр.- 3 назв.

 

Рецензент: к.т.н, доцент кафедры ЭПП  М.В.Башкиров

 

         Печатается по дополнительному плану издания некоммерческого  акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи»  на 2013 г.

 

                        ©НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2013 г.

 

Содержание 

     

Введение

4

1

Программа и базы педагогической практики

5

2

Программа и базы исследовательской практики

6

3

Программа и базы производственной практики

7

4

Организация практики

9

5

Обязанности руководителя практики от кафедры

9

6

Обязанности руководителя практики от предприятия

10

7

Обязанности и права магистранта

10

8

Подведение итогов практики

11

8.1

Оформление дневника по практике

11

8.2

Оформление отчета по практике и требования к нему

11

 

Список литературы

13

   

Введение

Профессиональная практика магистрантов направлена на закрепление  теоретических знаний, полученных в процессе обучения в Алматинском университете энергетики и связи, приобретение практических навыков и компетенции, а также освоение передового опыта.

Практика магистрантов проводится в соответствии с утвержденным  академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта в объеме, установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования по специальности 6М070200 - «Автоматизация и управление».

В процессе обучения в магистратуре обучающиеся в соответствии  с государственными общеобязательными стандартами образования проходят  различные виды профессиональных практик:

1) в научно-педагогической магистратуре – педагогическая и исследовательская практики;

2) в профильной магистратуре  – производственная практика.

Направление обучающихся на все виды практик оформляется  приказом ректора АУЭС с указанием сроков прохождения практики, базы практики и руководителя практики. В качестве руководителей практики назначаются профессора, доценты, опытные преподаватели, хорошо знающие специфику профессии и деятельность баз практики.

Руководитель практики до начала практики организует необходимую подготовку обучающихся к практике, проводит консультации в соответствии с программой практики, осуществляет контроль за ходом прохождения практики, производит проверку отчетов обучающихся по практике, представляет на кафедру письменный отзыв о прохождении практики, проводит прием защиты отчетов по практике.

Магистрант при прохождении практики должен:

- полностью выполнить программу практики, вести дневник практики по установленной в АУЭС форме;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на    соответствующей базе практики;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники  безопасности и производственной санитарии;

- участвовать в оперативной работе по заданию кафедры;

- представить руководителю практики по установленной форме письменный отчет, дневник, подписанный руководителем базы практики о выполнении всех заданий.

Продолжительность и количество всех видов практик  магистрантов определяются государственными общеобязательными стандартами по    специальности «Автоматизация и управление».

 

1  Программа и базы педагогической практики

Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.

Педагогическая практика направлена на соединение общенаучной, дидактической, методической, предметной и психолого-педагогической  подготовки.

Программа педагогической практики должна быть направлена на   выработку у обучающихся профессионально значимых умений и формирование ключевых компетенций:

- планирование, прогнозирование, анализ основных компонентов  процесса обучения и воспитания;

- выявление степени соответствия применяемых методов и средств  обучения дидактическим целям и задачам;

- использование разнообразных форм и методов организации и  реализации учебно-познавательной, трудовой, общественной,  природоохранной, оздоровительной, игровой и других видов деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе учебной и воспитательной работы с учетом особенностей их развития;

- проведение педагогической диагностики состояния педагогического процесса;

- оценивание результатов деятельности учащихся, педагогов и своей  собственной деятельности.

Во время педагогической практики студент должен

изучить:

- государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из основных образовательных программ;

- учебно-методическую литературу, аппаратное и программное обеспечение лабораторных практикумов по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

- организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении;

освоить:

- проведение практических и лабораторных занятий со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;

- проведение пробных лекций в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистранта.

В результате педагогической практики магистрант должен

уметь:

        - интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;

        - путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;

        - применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;

        - применять интерактивные методы обучения;

        - проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

приобрести навыки:

        - осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;

        - методики преподавания профессиональных дисциплин;

        - использования современных информационных технологий в образовательном процессе;

        - ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;

быть компетентным:

        - в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях;

        - в вопросах современных образовательных технологий.

Базами педагогической практики магистрантов является организации образования, дающие высшее и среднее образование.

АУЭС заключает соответствующие  договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора  по организации  педагогической практики.

Договора с базами практики должны быть заключены за два месяца до   начала педагогической практики.

 

2  Программа и базы исследовательской практики

Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных. Исследовательская практика магистранта систематизирует, расширяет и закрепляет профессиональных знания, формирует у магистранта навыки ведения самостоятельной научной работы, исследования и экспериментирования.

Содержание исследовательской практики определяется темой диссертационного исследования.

Во время научно-исследовательской практики магистрант должен

изучить:

- литературные и патентные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении выпускной квалификационной работы;

- методы исследования и проведения экспериментальных работ;

- правила эксплуатации исследовательского оборудования;

- методы анализа и обработки экспериментальных данных;

- физические и математические модели процессов управления, относящихся к исследуемому объекту;

-  информационные технологии в научных исследованиях, относящихся к профессиональной сфере;

         - требования к оформлению научно-технической документации;

         - один из стендов «Инженерная кибернетика» (по рекомендации руководителя) с целью постановки лабораторной работы по дисциплине специальности «Автоматизация и управление»;

выполнить:

- анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- теоретическое и (или) экспериментальное исследование в рамках поставленных задач, включая математический (имитационный) эксперимент;

- анализ достоверности полученных результатов;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки.

За время исследовательской практики магистрант должен в окончательном виде сформулировать тему магистерской диссертации и обосновать целесообразность ее разработки.

Базами исследовательской практики являются организации, соответствующие профилю специальности «Автоматизация и управление» или родственные    организации.

АУЭС заключает соответствующие договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора по организации  исследовательской практики. Договора с базами практики должны быть заключены не позднее, чем за  два месяца до начала исследовательской практики.

 

3  Программа  и базы производственной практики

Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.

Производственная практика магистрантов  проводится как в сторонних организациях (учреждениях, предприятиях) по профилю направления, так и на выпускающих кафедрах и в научных лабораториях АУЭС.

Содержание производственной практики определяется темой диссертационного исследования, утвержденной выпускающей кафедрой  с учетом квалификационной характеристики магистранта.

Во время производственной практики студент должен:

изучить:

- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по разработке и эксплуатации технологического оборудования, средства вычислительной техники, программы испытаний, правила оформления технической документации;

- технологии проектирования автоматизированных средств и систем автоматизации и управления, определения экономической эффективности исследований и разработок;

- правила эксплуатации технологического оборудования, средств и систем автоматизации и управления, имеющихся в подразделении;

- вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

- структуру организации и управления деятельностью подразделения;

- вопросы планирования и финансирования разработок, охраны интеллектуальной собственности;

         - один из стендов «Инженерная кибернетика» (по рекомендации руководителя) с целью постановки лабораторной работы по дисциплине специальности «Автоматизация и управление»;

освоить:

- методы анализа технического уровня средств и систем автоматизации и управления для определения их соответствия действующим техническим условиям и стандартам;

- технические и программные средства автоматизации и управления;

пакеты программ компьютерного моделирования и проектирования средств и систем автоматизации и управления;

- правила и методы проведения патентных исследований, оформления прав интеллектуальной собственности на технические и программные разработки, изобретения.

В результате прохождения производственной практики магистрант должен

         уметь:

        - интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, использовать их для решения аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;

        - проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

        - обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.

иметь навыки:

        - решения стандартных научных и профессиональных задач;

        - научного анализа и решения практических проблем в организации и управлении экономической деятельностью организаций и предприятий;

        - использования информационных и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности.

Базами производственной практики являются организации, соответствующие профилю специальности «Автоматизация и управление» или родственные    организации.

АУЭС заключает соответствующие договора с базами практики, в соответствии с формой типового договора по организации  исследовательской практики. Договора с базами практики должны быть заключены не позднее, чем за  два месяца до начала исследовательской практики.

 

4 Организация практики

Магистранты направляются на практику в соответствии с приказом ректора о проведении практики.

Руководство практикой магистрантов возлагается на руководителей их магистерских диссертаций из числа ведущих преподавателей кафедры, имеющих степень доктора или кандидата наук, а также академическую степень PhD (доктора философии) или от научно-производственных организаций.

До начала практики кафедра проводит собрание магистрантов, на котором они знакомятся со сроками практики и ее содержанием, с требованиями к отчетам и обязанностями в период практики, формами руководства и контроля. Практиканты получают необходимае документы (направление, дневник прохождения практики, выписку из приказа по практике).

Магистранты во время прохождения практики полностью подчиняются графику работы, правилам внутреннего распорядка, установленного для работников данного предприятия. Срыв графика прохождения практики по неуважительной причине является основанием для повторного ее прохождения, либо оставением магистранта на повторный год обучения с оплатой.

 

5 Обязанности руководителя практики от кафедры

Руководитель практики от кафедры:

-   осуществляет руководство практикой магистрантов, обеспечивает выполнение ими программы практики;

-    до начала практики обеспечивает магистрантов соответствующими документами: программой, дневником;

-    перед выходом на практику проводит с магистрантами организационное собрание;

-    осуществляет контроль за прохождением практики магистрантов, за обеспечением предприятиями нормальных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда, вывполнением практикантами правил внутреннего трудового распорядка;

-    проверяет дневники по практике магистрантов, дает отзывы об их работе, рассматривает отчеты по практике, представлет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.

 

6 Обязанности руководителя практики от предприятия

Предприятие организует прохождение практики в соответствии с утвержденной программой практики, создает необходимые условия для получения магистрантами знаний по специальности в области технологии, экономики, организации планирования и управления производством, научной организации труда, организации научно-исследовательской и проектно-конструкторской работы. Предоставлет магистрантам возможность пользоваться имеющейся литературой, технической документацией, оказывает помощь в подборе материалов для диссертации. Проводит обязательные инструктажи по технике безопасности и охране труда, с оформлением соответствующей документации, обеспечивает соблюдение магистрантами правил внутреннего распорядка, установленного на данном предприятии. Налагает в случае необходимости взыскания и сообщает об этом вузу.

Предприятие несет полную ответственность за несчастные случаи с магистрантами в период прохождения практики.

Руководитель практики от предприятия контролирует ведение дневников, подготовку отчетов практикантов и составляет на них профессиональные характеристики, записываемые в дневники.

Обязанности руководителя практики от предприятия отражаются в договоре на прохождение практики.

 

7 Обязанности и права магистранта

Магистрант обязан:

-    строго подчиняться требованиям внутреннего распорядка предприятия, где он проходит практику;

-    неукоснительно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда на территории предприятия и на рабочем месте;

-    нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

-    ежедневно вести дневник практики и предоставить его с профессиональной характеристикой, данной руководителем практики от предприятия, и его подписью  при защите отчета по практике;

-   предоставить руководителю практики от кафедры письменный отчет.

 

Магистрант имеет право:

-    не участвовать в работах, не предусмотренных программой практики, связанных с нарушением техники безопасности и охраной труда;

-    быть принятым при наличии вакансии на оплачиваемые должности по специальности на период практики.

 

8       Подведение итогов практики

С целью ведения контроля за прохождением профессиональных практик, а также итоговой оценки эффективности деятельности магистранта должна быть оформлена следующая организационная документация:

а) дневник по практике;

б) отчет по профессиональной практике.

 

8.1 Оформление дневника по практике

Дневник по практике прилагается к отчету и оформляется индивидуально на каждого магистранта с указанием фамилии, имени, отчества, места и сроков прохождения практики. Дневник заверяется подписями декана, руководителя практикой от кафедры и печатью ВУЗа.

Магистрант заполняет дневник по всем разделам, получает индивидуальные задания от кафедры (подписанные руководителем практики от кафедры), по окончании практики получает отзыв с оценкой от руководителя по месту прохождения практики.

Во время прохождения практики в дневник заносится информация по видам и краткому содержанию выполненных работ с указанием даты выполнения и подписью руководителя практики от предприятия.

По окончании практики руководитель практики от предприятия указывает в дневнике замечания о ходе практики и составляет на магистранта профессиональную характеристику, в которой делает заключение предприятия о работе магистранта за ее период.

Дневник заверяется подписью руководителя практики от предприятия и печатью предприятия о прибытии магистранта на место практики (в начале практики) и убытии (по окончании практики).

До защиты магистрантом в ВУЗе отчета по практике руководитель практики от ВУЗа заносит в дневник отзыв об отчете магистранта с указанием достоинств, недостатков отчета, вывод с рекомендуемой оценкой. После выставления итоговой оценки дневник заверяется подписью председателя комиссии по защите отчета с указанием даты защиты.

 

8.2    Оформление отчета по практике и требования к нему

По итогам всех видов практик магистрант представляет на кафедру дневник по практике и отчет в виде пояснительной записки. Оформление отчета по практике является итоговым этапом профессиональной практики.

Исходными данными для составления отчета по производственной практике должны служить сведения, полученные магистрантом при проведении практических работ на рабочем месте и экскурсий на предприятии, консультациях, личных наблюдений; рассмотренные и изученные вопросы, в первую очередь связанные с темой магистерской диссертации, как-то: оперативное управление объектом исследования, функциональный состав систем управления, эксплуатация средств автоматизации, изученные экономические показатели производства и другие.

Исходными данными для составления отчета по исследовательской практике служат: описание процесса исследования, выбранные методы исследования и математического аппарата, оценка полученных результатов исследования, сформулированные выводы по работе, часть из которых должна определять научную новизну, другая – практическую ценность.

Исходными данными для составления отчета по педагогической  практике служат изученные рабочие программы дисциплин, их соответствие типовой программе, составленные комплексные планы работы на период педагогической практики, разработки проводимых занятий, использованные новые технологии в учебном процессе, проведенная воспитательная работа в студенческих группах.

Отчет должен содержать все разделы программы практики. Наиболее полно и подробно должно быть отражено индивидуальное задание. Отчет должен быть написан технически грамотным языком  в соответствии с требованиями стандарта СТ НАО 56023-1910-01-2009 «Работы учебные. Общие требования к построению, изложению и содержание работ учебных» и включать следующие элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение

- основная часть;

- выполнение индивидуального задания;

- заключение;

- список литературы.

Отчет выполняется на стандартных листах формата А4 и содержит 25-30 страниц машинописного текста с рисунками и схемами.

Дневник и отчет по практике проверяются руководителем практики от кафедры.

Отчет защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются  дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой  буквенной системе оценок.

 

Список литературы

1. ГОСО РК  5.03.005-2009. «Система образования Республики Казахстан. Профессиональная практика. Основные положения».

2. ГОСО РК 5.04.033 – 2011. «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения».

3. СТ НАО 56023-1910-01-2009 «Работы учебные. Общие требования к построению, изложению и содержание работ учебных».

 

                                                                      Доп. план 2013 г., поз. 8