Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ  И СВЯЗИ

Кафедра промышленной теплоэнергетики

  

 

 

ХИМИЯ 

Методические указания к выполнению расчетно-графических работ

для бакалавров, обучающихся по специальности

5В074600–Космическая техника и технологии

  

 

 

Алматы 2012 

СОСТАВИТЕЛЬ: Ж.А. Каленова. Химия.   Методические указания для  выполнения  расчетно-графических   работ  для бакалавров, обучающихся по специальности 5В074600 – Космическая техника и технологии.  – Алматы: АУЭС, 2012. – 24 с. 

  

         Задания для РГР по химии предназначены для студентов 1 курса бакалавриата специальности 5В074600 – Космическая техника и технологии  содержат задания для самостоятельной работы по курсу  «Химия».

Библиогр. 8 назв. 

 

Рецензент: доцент  Ни А.Г. 

 

   Печатается по плану издания некомерческого акционерного общества «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012 г. 

 

ã НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2012 г.

 

Введение 

         В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия играет исключительно важную роль.  Нет ни одной отрасли производства, не связанной с применением химии. Природа дает нам лишь исходное сырье – дерево, руду, нефть и др.  Подвергая природные материалы химической переработке, получают разнообразные вещества, необходимые для сельского хозяйства, для изготовления промышленных изделий,  для домашнего обихода – удобрения, металлы, пластические массы, лекарственные вещества, горюче-смазочные материалы и т.д. Для химической переработки природного сырья необходимо знать общие законы превращения вещества, а эти знания дает химия.

         Настоящие задания предназначены для студентов 1 курса бакалавриата специальности «Космическая техника и технологии», изучающих химию в обьеме 3 кредита, т.е. каждый студент выполняет и сдает в установленные сроки 3 самостоятельные работы,каждую отдельно.  Работы оформляются согласно требованиям фирменного стандарта АУЭС «Работы учебные» ФС РК 10352-1910-У-е-001-2002.

         Задачи предусматривают понимание теорий, законов, процессов, свойств, веществ и условий протекания химических реакций, а также умение составлять химические формулы и уравнения реакций. Системетическое решение задач позволяет применять полученные знания по химии и  смежным предметам на практике, активизируя самостоятельность студентов.

Каждый студент выполняет вариант заданий, согласованный с преподавателем (можно по   списку в журнале).

         В первую самостоятельную работу (расчетно-графическая работа) входят задания по следующим темам: «Основные законы и понятия химии», «Расчеты по закону эквивалентов», «Строение атома», «Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева», «Ядерные реакции. Радиоактивность».

         Во вторую самостоятельную работу входят задания по следующим темам: «Химическая связь», «Термохимия. Законы термохимии», «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие. Смещение химического равновесия».

         В третью самостоятельную работу входят задания по следующим темам: «Физико-химические свойства растворов», «Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей», «Окислительно-восстановительные реакции», «Электродные потенциалы. Гальванический элемент», «Электролиз».  

 

1 Расчетно-графическая работа №1. Основные законы и строение        атома

 

Целью  РГР№1  является  рассмотрение  такие фундаментальных понятий как атом, молекула, моль, эквивалент  и др., изучение физических  и химических свойств соединений, умение производить расчеты по химическим уравнениям, по основным понятиям  и законам  химии,    а также по строению атома и атомного ядра, по периодической системе химических элементов и по строению молекул.

 

Основные законы и понятия химии

         1. Какова мольная масса следующих веществ: HNO3, Al(OH)3, Cr2O3, K2CO3? Определите число молей, содержащихся в 200 г каждого вещества.

         2. Какова мольная масса следующих веществ: FeSO4, K2SO4, Na3PO4, NaCl, K2CO3? Определите число молей, содержащихся в 200 г каждого вещества.

         3. Выразите в молях: а) 6,02·1024 молекул метана; б) 1,8·1028 атомов хлора;

в) 3,01·1023молекул диоксида углерода;

         4. Выразите в молях а) 30,1·1025 молекул фосфина; б) 19,6 г серной кислоты, в) 3,01·1023молекул диоксида углерода

         5. Сравните число молекул аммиака и диоксида углерода, содержащихся в каждом из этих веществ, взятых массой по 2 г.

         6. Сколько молекул содержит водород объемом 2 см3 (н.у.)?

         7. Определите объем (н.у.), который займут водород, метан, оксид углерода (II), оксид азота (II) и кислород, взятых массой по 1,0 г.

         8. Сколько молей содержит любой газ объемом 1 м3 (н.у.)?

         9. Какой объем (н.у.) займут газы: азот, кислород, оксид углерода (IV), оксид углерода (II), массы которых соответственно равны 56, 640, 110, 70 г?

         10. Вычислите объем газа (н.у.), если при 91°С и давлении 98642 Па газ занимает объем 608 см3.

         11. При 25°С и давлении 85312 Па газ занимает объем 820 см3. Вычислите объем газа (н.у.).

         12. Вычислите объем газа (н.у.), если при 15°С и давлении 95976 Па газ занимает объем 912 см3.

         13. При 91°С и давлении 98,7 кПа некоторый газ занимает объем 0,4 дм3. Вычислите объем газа (н.у.).

         14. При 7°С давление газа в закрытом сосуде равно 96,0 кПа. Каким станет давление, если охладить сосуд до -33°С?

         15. Какой объем займет воздух при 0°С и давлении 93,3 кПа, если при н.у. он занимает объем 773 см3?

 

Расчеты по закону эквивалентов

         16. Вычислите эквивалент и эквивалентную массу фосфорной кислоты в реакциях образования: а) гидрофосфата; б) дигидрофосфата; в) ортофосфата.

         17. Определите эквивалентные массы серы, фосфора и углерода в  соединениях: H2S, P2O5, CO2.

         18. Избытком гидроксида калия подействовали на растворы: а) дигидрофосфата калия; б) нитратадигидроксовисмута (III). Напишите уравнения реакций этих веществ с гидроксидом калия и определите их эквиваленты и эквивалентные массы.

         19. Напишите уравнения реакций гидроксида железа (III) с  хлористоводородной  (соляной) кислотой, при которых образуется следующие соединения железа: а) хлорид дигидроксожелеза; б)  дихлоридгидроксожелеза; в) трихлорид железа. Вычислите эквивалент и эквивалентную массу гидроксида железа (III) в каждой из этих реакций.

         20. Вычислите эквивалентную массу серной кислоты в реакциях образования: а) сульфата; б) гидросульфата.

         21. Чему равен эквивалентный объем (н.у.) кислорода, водорода и хлора?

         22. Определите эквивалентную массу серной кислоты, если известно, что H2SO4 массой 98 г реагирует с магнием массой 24 г, эквивалентная масса которого равна 12 г/моль.

         23. При сгорании магния массой 4,8 г образовался оксид массой 8,0 г. Определите эквивалентную массу магния.

         24. При взаимодействии металла массой 2,20 г с водородом образовался гидрид массой 2,52 г. Определите эквивалентную массу металла и напишите формулу гидрида.

         25. Для реакции металла массой 0,44 г потребовался бром массой 3,91 г, эквивалентная масса которого равна 79,9 г/моль. Определите эквивалентную массу металла.

         26. Из металла массой 1,25 г получается нитрат массой 5,22 г. Вычислите эквивалентную массу этого металла.

         27. Рассчитайте эквивалентную массу алюминия, если при сгорании его массой 10,1 г образуется оксид массой 18,9 г.

         28. При разложении оксида металла массой 0,464 г получен металл массой 0,432 г. Определите  эквивалентную массу металла.

         29. На нейтрализацию гидроксида массой 3,08 г израсходована хлористоводородная кислота  массой 3,04 г. Вычислите эквивалентную массу гидроксида.

         30. На нейтрализацию ортофосфорной кислоты массой 14,7 г израсходован NaОH, массой 12,0 г. Вычислите эквивалентную массу и основность  ортофосфорной кислоты.  Напишите уравнение  соответствующей реакции. 

 

     Строение атомов

         31. Чему равно число энергетических подуровней для данного энергетического уровня? Каким значением главного квантового числа характеризуется энергетический уровень, если он имеет 4 подуровня? Дайте их буквенное обозначение.

         32. Укажите значения квантовых чисел n и l для внешних электронов в атомах элементов с  порядковыми номерами 12, 13, 23.

         33. Напишите электронные и электронно-графические формулы атомов с порядковыми номерами 18, 63. К какому электронному семейству они относятся?

         34. Напишите электронные и электронно-графические формулы атомов с порядковыми номерами 27, 83. Сколько свободных f-орбиталей в атомах этих элементов?

         35. Какие значения могут принимать квантовые числа n, l, ml и ms, характеризующие  состояние  электронов в атоме алюминия.

         36. Какое максимальное число электронов находится на s-, p-, d-, f-подуровнях? Напишите  электронную и электронно-графическую формулу атома с порядковым номером 51.

         37. Какое максимальное число электронов может находиться на уровнях К, L, M, N, O, P? Что  такое квантовые числа?

         38. Квантовые числа для электронов внешнего энергетического уровня атома некоторого элемента  имеют следующие значения: n = 5, l = 0, ml = 0,

 ms = +1/2. Сколько свободных 4d-орбиталейсодержит атом данного элемента. Напишите электронную и электронно-графическую формулу данного  атома?

         39. Напишите значения квантовых чисел l, ml, ms для электронов, главные квантовые числа  которых равны 3 и 4.

         40. Укажите порядковый номер элемента у которого: а) заканчивается заполнение электронами 3d-орбитали; б) заканчивается заполнение электронами 4s-орбитали; в) начинается заполнение электронами 4p-орбитали; г) начинается заполнение электронами 4f-орбитали.

         41. Сколько вакантных 3d-орбиталей имеют возбужденные атомы: а) серы; б) хлора; в) фосфора; г) ванадия?

         42. Укажите значения квантовых чисел n и l для внешних электронов в атомах элементов с порядковыми номерами 10, 15, 33.

         43. Сколько неспаренных электронов содержат атомы в невозбужденном состоянии: а) магния; б) алюминия; в) углерода; г) бора;  д) серы?

         44. Напишите электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми  номерами 39 и 41. Сколько свободных d-орбиталей в атомах этих элементов.

         45. Напишите электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми номерами 24 и 33, учитывая, что у первого происходит "провал" одного 4s-электрона на 3d-подуровень. Чему равен максимальный спин d-электронов у первого атома и p-электронов у атомов второго  элемента?

 

Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

         46. Дайте современную формулировку периодического закона. Чем она отличается от той, которая была дана Д. И. Менделеевым? Чем можно объяснить общую тенденцию - уменьшение атомных радиусов с увеличением  порядкового номера в периоде и увеличение атомных радиусов с увеличением порядкового номера в группе?

         47. На каком основании фосфор и ванадий находятся в одной группе периодической системы? Почему их помещают в разных подгруппах?

         48. Как учение о строении атома объясняет периодичность в изменении свойств химических элементов?  На каком основании хром и сера находятся в одной группе периодической системы? Почему их помещают в разных подгруппах?

         49. Какой физический смысл имеет порядковый номер и почему химические свойства элемента в конечном счете определяются зарядом ядра его атома?  Какой ряд элементов расположен по мере возрастания их атомных радиусов: а) Na, Mg, Al, Si; б) C, N, O, F; в) O, S, Sc, Fe; г) I, Br, Cl, F?

         50. Какова структура периодической системы? Периоды, группы и подгруппы. Физический смысл  номера периода и группы.

         51. Значениям какого квантового числа отвечают номера периодов? Приведите определение периода, исходя из учения о строении атома? В чем сходство и различие атомов: а) F и Cl; б) N и P?

         52. Какие периоды периодической системы называют малыми, а какие большими?  Чем определяется число элементов в каждом из них? Зная число элементов в каждом периоде, определите место элемента в периодической системе и основные химические свойства по порядковому номеру: 35, 42, 56.

         53. Где в периодической системе находятся благородные газы? Почему раньше они составляли нулевую группу и как их называли?

         54. Почему водород помещают в I и VII группу периодической системы? Какое обоснование можно дать тому и другому варианту?

         55. Как изменяются свойства элементов главных подгрупп по периодам и группам? Что является  причиной этих изменений?

         56. В атомах каких элементов осуществляется так называемый "провал" электронов? Объясните  причину этого эффекта.

         57. При нормальных условиях только 11 химических элементов в свободном виде являются  газами и 2 элемента в свободном виде жидкостями. Укажите символы и названия этих элементов.

         58. Конфигурация валентных электронов в атомах двух элементов выражается формулами: а) 3s23p2 и 4s23d2; б) 4s23d3и 4s23d104p3. В каких периодах и группах находятся эти элементы? Должны ли они отличаться по своим свойствам, имея одинаковое число валентных электронов?

         59. Зная число элементов в каждом периоде, определите место элемента в периодической системе и основные химические свойства по порядковому номеру: 35, 42 и 56.

         60. Вопреки собственной формулировке Д. И. Менделеев поставил в системе теллур перед йодом, а кобальт перед никелем. Объясните это.

 

Ядерные реакции. Радиоактивность

         61. Какие реакции называются ядерными? Чем они отличаются от химических? Кем и когда была   впервые осуществлена ядерная реакция?

         62. Назовите три изотопа водорода. Укажите состав их ядер. Что такое тяжелая вода? Как она  получается и каковы ее свойства?

         63. В чем проявляется ограниченность закона сохранения массы? Какой закон применим без  нарушений к ядерным реакциям?

         64. Природный кремний состоит из трех изотопов: 28Si, 29Si, 30Si с массовыми долями процентов  0,923; 0,047; 0,030 соответственно. Вычислите атомную массу природного кремния.

         65. Природный хлор состоит из двух изотопов: 35Cl и 37Cl. Относительная атомная масса хлора  равна 35,5. Определите содержание изотопов хлора в массовых долях процента.

         66. Определите атомную массу бора, состоящего из изотопов: 10B и 11B c массовыми долями 19,6% и 80,4 % соответственно.

         67. Что такое изотопы и изобары? Чем объясняется, что у большинства элементов атомные массы  выражаются дробными числами?

         68. Природный неон состоит из изотопов: 20Ne и 22Ne c массовыми долями 90% и 10% соответственно. Вычислите атомную массу неона.

         69. При бомбардировке ядер атомов бора 105B нейтронами был получен изотоп лития 73Li. Определите промежуточное ядро и выброшенную частицу. Напишите уравнение реакции.

         70. В результате бомбардировки изотопа неон 2110Ne некоторыми частицами образуется фтор и α-частица. Определите бомбардирующую частицу.

         71. При действии α-частиц на 24Mg образуется неуcтойчивый изотоп другого элемента и электрон. Составьте уравнение этой ядерной реакции и напишите ее в сокращенной форме.

         72. Исходя из сокращенных уравнений ядерных реакций напишите их полные уравнения: а) 6329Сu (p, n) 6330Zn; б) 9842Mo (n, ē) 9943Tc; в) 27Al(p, α) 24Mg; г) 59Co (n, α) 56Mn.

         73. При бомбардировке протонами ядер: а) изотопа 2110Ne образуются α-частицы; б) изотопа 6329Cu -нейтроны. Какие изотопы и каких элементов при этом образовались?

         74. Сколько α-частиц теряет ядро атома радона, если в результате образуется изотоп свинца 21432Pb?

         75. Какие элементы образуются при α-распаде ядер атомов: 115B; 2814Si; 2144Po?

Вопросы

1. Что показывает химическая формула? Какие расчеты можно производить по формуле?

2. Что показывает число Авогадро?

3. Каково практическое значение закона сохранения массы вещества?

4. Дайте определение понятию «эквивалент».  Приведите примеры.

5. Из каких элементарных частиц состоит атомное ядро?

6. Чем отличается порядковый номер элемента от его массового числа?

7. Чем отличается деление ядра от его радиоактивного распада?

8. Что характеризует спиновое квантовое число?

9. Что общего у элементов, находящихся в одном периоде?

10. В чем состоит сходство и различие у элементов, расположенных в разных подгруппах одной группы?

 

2 Расчетно-графическая работа №2. Термохимия и кинетика

 

Цель решение этих задач: изучение возможности и направления химических и физико-химических процессов, умение рассчитывать энергетические эффекты и энергозатраты, расчитывать скорость получения и выход продуктов реакции, воздействовать на скорость химических процессов, а также предупреждать нежелательные реакции в тех или иных устройствах, установках и приборах.

Химическая связь

         1. Какая из связей Сa – H, C – Cl, Br – Cl является наиболее полярной и почему?

         2. Объясните, почему максимальная ковалентность фосфора может быть равной 5, а у азота такое валентное состояние отсутствует?

         3. Пользуясь значениями относительных электроотрицательностей,   определите степень  ионности связи в молекулах: а) CH4, CCl4, CO2; б) NH3, NO, Mg3N2; в) LiCl, LiI, Li2O; г) HF, HCl, HBr;  д) SO2, SeO2, TeO2.

         4. Какая из связей K - S, H - S, Br -S, C - S наиболее полярна и почему?

         5. В сторону какого атома смещается электронная плотность в молекулах H2O, NaH, HI, CH4?

         6. Какую ковалентную связь называют полярной? Что служит количественной мерой полярности  ковалентной связи? Приведите примеры.

Какую химическую связь называют водородной? Между молекулами каких веществ она образуется? Приведите примеры.

         7. Какие кристаллические структуры называют ионными, атомными, молекулярными и металлическими? Кристаллы каких веществ: алмаз, хлорид натрия, диоксид углерода, цинк – имеют указанные структуры?

         8. Какую химическую связь называют ионной? Каков механизм ее образования? Какие свойства ионной связи отличают ее от ковалентной? Приведите примеры типичных ионных соединений.

         9. Какие силы молекулярного взаимодействия называют ориентационными, индукционными и  дисперсионными? Когда возникают эти силы и какова их природа?

         10. Какое состояние электрона, атомных орбиталей или атомов в целом называют валентным? Сколько валентных состояний возможно для атомов кислорода и серы, фтора и хлора? Какой способ образования ковалентной связи называют донорно-акцепторным? Какие химические связи имеются в ионах NH4+ и BF4-? Укажите донор и акцептор?

         11. Энергия связи в молекулах этилена и ацетилена равна 383,2 и 433,7 кДж/моль соответственно. В какой молекуле связь наиболее прочная?

         12. В чем причина различной пространственной структуры молекул хлорида бора и аммиака?

         13. Какую химическую связь называют ковалентной? Опишите ее основные свойства. Почему при образовании ковалентной связи расстояние между атомами строго определенно? Как оно называется?

         14. Что называется кратностью связи? Как влияет увеличение кратности связи на ее длину и энергию?

         15. Определите ковалентность и степень окисления: а) углерода в молекулах C2H6; C2H5OH; CH3COOH; CH3Cl; б) хлора в молекулах NaCl, NaClO3, NaClO4, Ca(ClO)2.

 

Термохимия. Законы термохимии

При решении задач данного раздела использовать таблицу  термодинамических характеристик веществ.

         16. Теплоты растворения сульфата меди (CuSO4) и медного купороса (CuSO4·5H2O), равны -66,11кДж и 11,72 кДж соответственно. Вычислите теплоту гидратации сульфата меди.

         17. Вычислите тепловой эффект и напишите термохимическое уравнение реакции горения одного  моля этана C2H6(г), в результате которой образуются пары воды и диоксид углерода. Сколько теплоты   выделится при сгорании этана объемом 1 м3(н.у.)?

         18. Газообразный этиловый спирт можно получить при взаимодействии этилена и водяных паров.   Напишите термохимическое уравнение этой реакции, вычислите ее тепловой эффект.

         19. Напишите термохимическое уравнение реакции взаимодействия оксида углерода (II) и водорода, в результате которой образуются газообразные метан и вода. Сколько теплоты выделится при  этой реакции, если был получен метан объемом 67,2 дм3 (н.у.)?

         20. Реакция горения метилового спирта выражается термохимическим уравнением:

CH3OH(ж) + 3/2O2(г) = CO2(г) + 2H2O(ж).

Вычислите тепловой эффект этой реакции.  

 

         21. При взаимодействии газообразных сероводорода и диоксида углерода образуются пары воды и газообразный сероуглерод (CS2). Напишите термохимическое уравнение этой реакции и вычислите ее тепловой эффект.

         22. При взаимодействии 1 моля водорода и 1 моля селена поглотилось 77,4кДж тепла. Вычислите энтальпию образования селеноводорода.

         23. При взаимодействии 2 молей мышьяка и 3 молей водорода поглотилось 370 кДж тепла. Вычислите энтальпию образования арсина.

         24. При взаимодействии 1 моля водорода и 1 моля хлора выделилось 184 кДж тепла. Вычислите  энтальпию образования хлороводорода.

         25. При образовании 1 моля воды из простых веществ выделилось 242 кДж тепла. Чему равна энтальпия образования воды?

         26. При взаимодействии 1 моля азота и 3 молей водорода выделилось 93кДж тепла. Чему равна энтальпия образования аммиака?

         27. Вычислите, какое количество теплоты выделится при восстановлении оксида железа (III) металлическим алюминием, если было получено железо массой 335,1 г.

         28. При сжигании графита образовался диоксид углерода массой 8,86 г и выделилось 79,2 кДж тепла. Вычислите теплоту образования диоксида углерода.

         29. При разложении карбоната магния на оксид магния и диоксид углерода поглощается 100,7 кДж тепла. Вычислите теплоту образования карбоната магния.

         30. При сгорании жидкого этилового спирта массой 11,5 г выделилось 308,71 кДж тепла. Напишите термохимическое уравнение реакции, в результате которой образуются пары воды и диоксид   углерода. Вычислите теплоту образования C2H5OH(ж).

         31. При восстановлении оксида железа  (III) массой 80,0 г алюминием (реакция алюмотермии) выделяется 426,3 кДж тепла. При сгорании металлического алюминия массой 5,4 г выделяется 167,3кДж тепла. На основании этих данных вычислите теплоту образования оксида железа (III).

         32. Реакция горения аммиака выражается термохимическим уравнением:

4NH3(г) + 3O2(г) = 2N2(г) + 6Н2О(ж); ΔH0 = -1530,28 кДж.

Вычислите теплоту образования аммиака.

         33. При взаимодействии железа массой 6,3 г с серой выделилось 11,31 кДж тепла. Вычислите теплоту образования сульфида железа (II).

         34. При сгорании ацетилена объемом 1 дм3 (н.у.) выделяется 56,053 кДж тепла. Напишите  термохимическое уравнение реакции, в результате которой образуются пары воды и диоксид углерода. Вычислите теплоту образования газообразного ацетилена.

         35. Вычислите теплоту образования NO(г), исходя из следующих термохимических уравнений:

4NH3(г) + 5O2(г) = 4NO(г) + 6H2O(ж);  ΔH0 = -1168,80 кДж;

4NH3(г) + 3O2(г) = 2N2(г) + 6H2O(ж);  ΔH0 = -1530,28 кДж.

         36. Вычислите теплоту образования газообразного метана, исходя из следующих термохимических уравнений:

H2(г) + 1/2O2(г) = H2O(ж); ΔH0 = -285,84 кДж;

С(графит) + O2(г) = CO2(г); ΔH0 = -393,51 кДж;

CH4(г) + 2O2(г) = 2H2O(ж) + CO2(г); ΔH0 = -890,31 кДж.

         37. Рассчитайте ΔG0 реакций:

а) CO(г) + 1/2O2(г) = CO2(г);

б) 1/2N2(г) + 3/2H2(г) = NH3(г);

в)C6H6(ж) + NH3(г) = H2(г) + C6H5NH2(ж).

         38. При какой температуре наступит равновесие системы:

4HCl(г) + O2(г) = 2H2O(г) + 2Сl2(г); ΔH0 = -114,42 кДж?

         39. Восстановление Fe3O4 оксидом углерода идет по уравнению:

Fe3O4(кр) + CO(г) = 3FeO(кр) + СO2(г).

Вычислите ΔG0 и сделайте вывод о возможности самопроизвольного протекания этой реакции при   стандартных условиях. Чему равно ΔS0 в этой реакции?

         40. Вычислите ΔG0 и ΔS0 реакции горения ацетилена:

C2H2(г) + 5/2O2(г) = 2СO2(г) + H2O(ж).

         41.Чем можно объяснить, что при стандартных условиях невозможна экзотермическая реакция:

H2(г) + CO2(г) = CO(г) + H2O(ж); ΔH0 = -2,85 кДж?

На основании стандартных значений ΔΗ0 и S0 соответствующих веществ определите ΔG0 этой реакции.

         42. Исходя из значений стандартных теплот образования и абсолютных стандартных энтропий соответствующих веществ, вычислите ΔG0 реакций, протекающих по уравнениям:

а) CS2(г) + 3O2(г) = CO2(г) + 2SO2(г);

б) Al2O3(кр) + 2Cr(кр) = Сr2O3(кр) + 2Al(кр);

в) CaO(кр) + CO2(г) = CaCO3(кр);

         43. Уменьшается или увеличивается энтропия при переходах: а) воды в пар; б) графита в алмаз? Почему? Вычислите ΔS0 для каждого превращения. Сделайте вывод о количественном изменении энтропии при фазовых и аллотропических превращениях.

         44. Не производя вычислений, укажите, для каких из перечисленных процессов изменение энтропии положительно:

а) MgO(кр) + H2(г) = Mg(кр) + H2O(ж);

б) C(графит) + CO2(г) = 2CO(г);

         45. Не производя вычислений, укажите, для каких из перечисленных процессов изменение энтропии положительно:

в) 4HCl(г) + O2(г) = 2Cl2(г) + 2H2O(г);

д) NH4NO3(кр) = N2O(г) + 2H2O(г).

  

Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия

         46. Напишите выражение для скорости прямой реакции:

а) 2А + B ↔ A2B;

б) N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г)

Как изменятся скорости прямых реакций (а) и (б) при увеличении концентрации исходных веществ в два раза?

         47. Напишите выражение для скорости прямой реакции

          а) CO2(г) + С(кp) ↔ 2CO(г);

б) Fe3O4(кp) + 4СO(г) ↔ 3Fe(кp) + 4СO2(г).

Как изменятся скорости прямых реакций (а) и (б) при увеличении концентрации исходных веществ  в  два раза?

         48. Во сколько раз увеличится скорость реакции взаимодействия водорода и брома

H2(г) + Br2(г) ↔2HBr(г),

 если концентрации исходных веществ увеличить в 2 раза?

         49. Как изменится скорость прямой реакции:

4NH3(г) + 5O2(г) ↔ 4NO(г) + 6H2O(г),

если увеличить давление системы в два раза?

         50. Как изменится скорость прямой реакции:

2CO(г) + O2(г) ↔ 2CO2(г),

если увеличить давление системы в три раза?

         51. Как изменится скорость реакции горения серы:

S(г) + O2(г) ↔ SO2(г),

если уменьшить объем системы в 5 раз?

         52. Как изменится скорость химической реакции:

2Al(кр) + 3Cl2(г) = 2AlCl3(кр),

если давление системы увеличится в 2 раза?

         53. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если температура повысилась на 30°, а  температурный коэффициент равен 3?

         54. Вычислите температурный коэффициент скорости некоторых реакций, если при повышении температуры: а) от 283 до 323 К скорость реакции увеличилась в 16 раз; б) от 323 до 373 К скорость реакции увеличилась в 1200 раз.

         55. На сколько градусов нужно повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 81раз, если температурный коэффициент скорости равен 3?

         56. Чему равен температурный коэффициент скорости реакции, если при увеличении    температуры на 30 градусов скорость возрастает в 27 раз?

         57. Во сколько раз возрастает скорость реакции при повышении температуры на 50°, если γ = 2?

         58. На сколько градусов надо повысить температуру реакции, чтобы ее скорость увеличилась в 729 раз (γ = 3)?

         59. При увеличении температуры реакции на 60° скорость реакции возросла в 64 раза. Определите    температурный коэффициент (γ).

         60. При повышении температуры на 20° скорость реакции возросла в 9 раз. Чему равен температурный коэффициент этой реакции и во сколько раз увеличится ее скорость при повышении температуры на 30° и на 100°?

         61. В каком направлении сместится равновесие реакции:

2CO(г) + 2H2(г) ↔ CH4(г) + CO2(г),

если давление в системе уменьшить в два раза?

         62. В каком направлении сместится равновесие реакции:

CH4(г) + H2O(г) ↔ CO(г) + 3H2(г)

при увеличении объема системы в три раза?

         63. Для реакции:

N2 + 3H2 ↔ 2NH3

 равновесные концентрации (моль/дм3) были: [N2] = 0,3; [H2] = 0,9; [NH3] = 0,4. Как изменится скорость прямой реакции, если увеличить давление в 5 раз? В каком направлении сместится равновесие при этом?

         64. Как повлияет понижение температуры и давления на равновесие следующих гомогенных    реакций:

а) 3O2 ↔ 2O3,  ΔH0 = +184,6 кДж;

б) 2CO + O2 ↔ 2CO2,  ΔH0 = -566,0 кДж;

в) N2 + 3H2 ↔ 2NH3,  ΔH0 = -92,4 кДж;

         65. Как повлияет понижение температуры и давления на равновесие следующих гомогенных    реакций:

а) N2 + 3H2 ↔ 2NH3,  ΔH0 = -92,4 кДж;

б) 2SO2 + O2 ↔ 2SO3,  ΔH0 = -196,6 кДж;

в) 4HCl + O2 ↔ 2H2O + 2Cl2,  ΔH0 = -114,5 кДж?

         66. В системе:

CaCO3(кр) ↔ CaO(кр) + CO2(г); ΔH0 = +179 кДж

установилось равновесие. В какую сторону оно сместится при повышении температуры?

         67. В системе:

3Fe2O3(кр) + H2(г) ↔ 2Fе3O4(кр) + H2O(г)

 установилось равновесие. В какую сторону   оно сместится при повышении давления?

         68. Как, изменяя давление можно повысить выход продуктов следующих реакций:

а) 2NO(г) + O2(г) ↔ 2NO2(г);

б) N2O4(г) ↔ 2NO2(г);

в) 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3( г)

         69. Как, изменяя давление можно повысить выход продуктов следующих реакций:

а) 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3( г);

б) PCl5(г) ↔ PCl3(г) + Сl2(г);

в) CO2(г) + С(графит) ↔ 2CO(г)?

         70. Действием каких факторов можно сместить равновесие указанных реакций вправо:

а) C(графит) + H2O(г) ↔ CO(г) + H2(г),      - 129,89 кДж;

б) N2O4 ↔ 2NO2,        - 54,47 кДж;

в) 2SO2 + O2 ↔ 2SO3,      + 192,74 кДж?

         71. Чему равна скорость обратной реакции:

CO(г) + H2O(г) ↔ CO2(г) + H2(г),

если концентрации [CO2] = 0,30 моль/дм3; [H2] = 0,02 моль/дм3; k = 1?

         72. Начальная концентрация исходных веществ в системе:

CO(г) + Cl2(г) ↔ CОCl2(г)

была равна (моль/дм3): [CO] = 0,3; [Cl2] = 0,2. Во сколько раз увеличится скорость реакции, если    повысить концентрации: CO до 0,6 моль/дм3, а Cl2 до 1,2 моль/дм3?

         73. Концентрации NO и O2, образующих NO2, были соответственно равны 0,03 и 0,05 моль/дм3.Чему равна скорость реакции?

         74. Начальные концентрации веществ, участвующих в реакции:

N2(г) + 3H2(г) ↔ 2NH3(г),

равны  (моль/дм3): [N2] = 1,5; [H2] = 2,5; [NH3] = 0. Каковы концентрации азота и водорода в момент,   когда концентрация аммиака стала равной 0,5 моль/дм3?

         75. В начальный момент протекания реакции:

CO(г) + H2O(г) ↔ CO2(г) + H2(г)

концентрации были равны (моль/дм3): [CO] = 0,30; [H2O] = 0,40; [CO2] = 0,40; [H2] = 0,05. Вычислите   концентрации всех веществ в момент, когда прореагирует 50% воды.

 

Вопросы

1. Что представляет собой область перекрывания электронных облаков?

2. Что называется валентным углом?

3. Что называется дипольным моментом? В каких единицах он измеряется?

4. Чем можно объяснить электрическую проводимость и теплопроводность твердых металлов?

5. Какую зависимость выражает уравнение второго начала термодинамики?

6. Какой знак имеет изменение энтальпии при замерзании воды?

7. Какая из модификаций углерода – алмаз или графит – более устойчива при  обычных условиях?

8. Какое различие между изменением внутренней энергии и изменением энтальпии процесса?

9. От каких факторов зависит скорость химической реакции?

10. Что называется энергией активации? Влияние какого фактора на скорость химической реакции она характеризует?

 

3 Расчетно-графическая работа №3. Растворы и электрохимия

 

Цель расчетно-графической работы №3: рассмотрение обменных и окислительно-восстановительных реакций в растворах, а также изучение раздельного протекания окисления и восстановления (электрохимические процессы), так как эти процессы  широко распространены  и имеют  большую важность для науки и техники. 

Физико-химические свойства растворов

Для решения задач данного раздела использовать значения величин эбуллиоскопических и криоскопических констант.

         1. Чему равно осмотическое давление раствора неэлектролита при 27°С, если в 500 см3 растворасодержится 0,6 моль вещества?

         2. Неэлектролит массой 11,5 г содержится в 250 см3 раствора. Осмотическое давление этого раствора при 17°С равно 12,04·105 Па. Определите мольную массу неэлектролита.

         3. Чему равно давление пара раствора содержащего: а) мочевину массой 2,4 г в воде массой 90,0г; б) глюкозу массой 27 г в 360 см3 воды? Давление пара воды при той же температуре равно 157,3 кПа.

         4. Какую массу мочевины (NH2)2CO следует растворить в воде массой 75 г, чтобы температура кристаллизации понизилась на 0,465°?

         5. Давление водяного пара при 70°С равно 31,173 кПа. Найдите понижение давления пара для   раствора глюкозы с массовой долей 11,86 %.

         6. Вычислите массовую долю (%) глюкозы C6H12O6 в водном растворе, зная, что это раствор кипит при 100,26 °С.

         7. Анилин C6H5NH2 массой 3,1 г растворен в эфире массой 40,2 г. Давление пара полученного раствора равно 813,9 кПа, а давление пара чистого эфира при той же температуре составляет 863,8 кПа. Рассчитайте молекулярную массу эфира.

         8. Раствор, содержащий некоторый неэлектролит массой 25,65 г в воде массой 300,00 г, кристаллизуется при температуре -0,465°С. Вычислите мольную массу неэлектролита.

         9. Вычислите массовую долю(%)водного раствора сахара С12Н22О11, зная, что температура кристаллизации раствора равна - 0,93 °С.

         10. Вычислите температуру кристаллизации водного раствора мочевины (NH2)2CO, содержащего мочевину массой 5 г в воде массой 150 г.

         11. Раствор, содержащий камфору C10H16O массой 3,04 г в бензоле массой 100,00 г,  кипит при 80,714°С. Температура кипения бензола 80,200°С. Вычислите эбуллиоскопическую константу бензола.

         12. Вычислите массовую долю (%) глицерина С3Н8О3 в водном растворе, зная, что этот раствор кипит при 100,39°С.

         13. Вычислите мольную массу неэлектролита, зная, что раствор, содержащий этот неэлектролит массой 2,25 г в воде массой 250,00 г, кристаллизуется при температуре -0,279 °С.

         14. Сколько мочевины (NH2)2CO следует растворить в воде массой 250 г, чтобы температура кипения повысилась на 0,26°?

         15. При растворении некоторого неэлектролита массой 2,3 г в воде массой 125,0 г температура кристаллизации понижается на 0,372°. Вычислите мольную массу неэлектролита.

 

Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей

         16. Сколько граммов гидроксида калия содержится в 10 дм3 раствора, водородный показатель которого равен 11?

         17.  Водородный показатель рН одного раствора равен - 2, а другого - 6. В 1 дм3 какого раствора концентрация ионов водорода больше и во сколько раз?

         18. Укажите реакцию среды и найдите концентрацию [Н+] и [ОН-]-ионов в растворах, для которых рН равен: а) 1,6; б) 10,5.

         19. Вычислите рН растворов, в которых концентрация [Н+]-ионов равна (моль/дм3): а) 2,0·10-7; б)8,1·10-3; в) 2,7·10-10.

         20.  Вычислите рН растворов, в которых концентрация ионов [OH-] равна (моль/дм3): a) 4,6·10-4; б)8,1·10-6; в) 9,3·10-9.

         21.  Вычислите рН 0,01 н раствора уксусной кислоты, в котором степень диссоциации кислоты равна 0,042.

         22. Вычислите рН следующих растворов слабых электролитов: а) 0,02 М NH4OH; б) 0,1 М HCN;  в)  0,05 н HCOOH; г) 0,01 М CH3COOH.

         23. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: Ni(NO3)2 и Na2SO3. Какое значение pH имеют эти растворы?

         24. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: FeCl3, Na2CO3 и KCl. Какое значение pH имеют эти растворы?

         25. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: AlCl3, K2CO3 и NaNO3. Какое значение pH имеют эти растворы?

         26. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: K2S, ZnSO4 и NaCl. Какое значение pH имеют эти растворы?

         27. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: Pb(NO3)2, KCN и NaNO3. Какое значение pH имеют эти растворы?

         28. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: Na3PO4, CuSO4 и CH3COOK. Какое значение pH имеют эти растворы?

         29. Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей: BaS, FeSO4 и NaCN. Какое значение pH имеют эти растворы?

         30. Какая из этих солей при равных условиях подвергается в большей степени гидролизу: а) К2СО3 или K2S; б) FeCl3 или FeCl2; в) Nа3ВО3 или Na3PO4; г) MgCl2 или ZnCl2. Почему?

Окислительно-восстановительные реакции

         31. Укажите, какие из веществ могут проявлять только окислительные свойства, только восстановительные свойства, проявляют окислительно-восстановительную двойственность: MnO2, KMnO4, P2O5, Na2S. Составьте электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается?

         32. Укажите, какие из веществ могут проявлять только окислительные свойства, только восстановительные свойства, проявляют окислительно-восстановительную двойственность: K2SO3, HNO3, H2S, NO2. Составьте электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается?

         33. Укажите, какие из веществ могут проявлять только окислительные свойства, только восстановительные свойства, проявляют окислительно-восстановительную двойственность: Cr, Na2CrO4, KCrO2, K2Cr2O7. Составьте электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается?

         34. Укажите, какие из веществ могут проявлять только окислительные свойства, только восстановительные свойства, проявляют окислительно-восстановительную двойственность: NH3, KClO2, N2, KNO3, K2MnO4. Составьте электронные уравнения, укажите окислитель и восстановитель. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается?

         35. Составьте электронные уравнения и укажите, какой процесс - окисления или восстановления - происходит при следующих превращениях:

а) NH3 → NO0,     NO3- → NH3, S2- → S0, SO42- → S0;

б) Mn+2 → MnO4 2- → MnO-4 → Mn0 → MnO2;

         36. Реакции выражаются схемами:

а) Na2SO3 + KIO3 + H2SO4 → Na2SO4 + I2 + K2SO4 + H2O;

б) CrCl3 + H2O2 + NaOH → Na2CrO4 + NaCl + H2O;

в) MnSO4 + PbO2 + HNO3 → HMnO4 + PbSO4 + Pb(NO3)2 + H2O;

г) K2Cr2O7 + K2S + H2SO4 → K2SO4 + Cr2(SO4)3 + S + H2O.

Расставьте коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях. Укажите окислитель и восстановитель. Какое вещество окисляется, какое восстанавливается?

         37. Напишите уравнения реакций, в результате которых можно осуществить превращения: а) углерод → карбид кальция → гидроксид кальция → хлорная известь → хлор → хлорат калия → кислород.

Составьте электронный баланс, укажите, какой процесс - окисления или восстановления - происходит при этих превращениях.

         38. Напишите уравнения реакций, в результате которых можно осуществить превращения: сероводород → сера → диоксид серы → сернистая кислота → сульфит натрия → сульфат натрия.

Составьте электронный баланс, укажите, какой процесс - окисления или восстановления - происходит при этих превращениях.

         39. Какие сложные вещества можно получить, имея в распоряжении: кремний, водород, кислород, натрий? Напишите уравнения реакций, составьте электронный баланс   и назовите полученные продукты.

         40. Какие сложные вещества можно получить, имея в распоряжении: азот, кислород, серебро и водород? Напишите уравнения реакций, составьте электронный баланс   и назовите полученные продукты.

         41. Какие химические соединения можно получить, осуществляя реакции между железом, серой и кислородом, а также с продуктами этих реакций? Напишите уравнения, электронный баланс  и условия протекания реакций.

         42. Закончите уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты. Укажите окислитель и восстановитель.

KI + H2O2 + HCl→   … + ...?

         43. Закончите уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты. Укажите окислитель и восстановитель.

H2O2 + K2Cr2O7 + H2SO4→ … + ...?

         44. Закончите уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты. Укажите окислитель и восстановитель.

NaClO + KI + H2SO4→ … + …?

         45. Закончите уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставьте коэффициенты. Укажите окислитель и восстановитель.

PbO2 + NaCrO2 + NaOH→ … + …?

 

Электродные потенциалы. Гальванические элементы

Для решения задач данного раздела использовать значения величин стандартных электродных потенциалов.

         46. Какие внешние изменения будут наблюдаться, если в три пробирки с раствором медного    купороса внести соответственно небольшие кусочки металлического алюминия, свинца, серебра? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций.

         47. Увеличится, уменьшится или останется без изменения масса цинковой пластинки при взаимодействии ее с растворами: а) CuSO4; б) MgSO4; в) Pb(NO3)2; г) AgNO3; д) NiSO4; е) BaCl2? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций.

         48. При какой концентрации ионов Zn2+ (моль/дм3) потенциал цинкового электрода будет на 0,015 В меньше его стандартного электродного потенциала?

         49. При какой концентрации  ионов Cr3+ (моль/дм3) значение потенциала хромового электрода становится равным стандартному потенциалу цинкового электрода?

         50. Рассчитайте электродные потенциалы магния в растворе хлорида магния при концентрациях (моль/дм3): а) 0,1; б) 0,01; в) 0,001.

         51. Цинковая пластинка массой 10,0 г опущена в раствор сульфата меди (II). После окончания реакции пластинка имела массу 9,9 г. Объясните изменение массы пластинки и определите массу сульфата меди (II), вступившей в реакцию.

         52. Масса железного стержня после выдерживания в растворе нитрата меди (II) увеличилась на 1,6 г и составила 23,2 г. Рассчитайте массу железного стержня до погружения в раствор нитрата меди, а также массу меди после реакции.

         53. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите э.д.с. медно - кадмиевого гальванического элемента, в котором [Cd2+] = 0,80 моль/дм3, а [Cu2+] = 0,01моль/дм3.

         54. Какой гальванический элемент называется концентрационным? Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите  э.д.с. гальванического элемента, в котором серебряные электроды опущены в 0,01 н и 0,1 н растворы нитрата серебра.

         55. Составьте схему работы гальванического элемента, образованного железом и свинцом, погруженными в 0,005 М растворы их солей. Рассчитайте э.д.с. этого элемента.

         56. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите э.д.с. гальванического элемента, состоящего из свинцовой и магниевой пластин, опущенных в растворы солей с концентрацией [Pb2+] = [Mg2+] = 0,01 моль/дм3. Изменится ли э.д.с. этого элемента, если концентрацию каждого из ионов увеличить в одинаковое число раз?

         57. Составьте схему, напишите электронные уравнения электронных процессов и вычислите э.д.с. гальванического элемента, состоящего из пластин кадмия и магния, опущенных в растворы своих солей с концентрацией [Cd2+] = [Mg2+] = 1 моль/дм3. Изменится ли значение э.д.с., если концентрацию каждого из ионов понизить до 0,01 моль/дм3?

         58. Составьте схему работы гальванического элемента, образованного железом и свинцом, погруженными в 0,005 М растворы их солей. Рассчитайте э.д.с. этого элемента.

         59. Железная и серебряная пластины соединены внешним проводником и погружены в раствор серной кислоты. Составьте схему данного гальванического элемента и напишите электронные уравнения процессов, происходящих на электродах.

         60. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов двух гальванических элементов, в одном из которых никель является катодом, а в другом - анодом.

 

         Электролиз

         61. В какой последовательности будут восстанавливаться катионы при электролизе водного  раствора, содержащего ионы Cr3+, Pb2+, Hg2+, Mn2+, если молярная концентрация соответствующих им солей одинакова, а напряжение на катодах достаточно для восстановления каждого из них?

         62. Напишите уравнения реакций катодного и анодного процессов, протекающих на графитовых электродах при электролизе водных растворов: а) нитрата свинца (II); б) серной кислоты.

         63. Вычислите массу водорода и кислорода, образующихся при прохождении тока силой 3 А в течение 1 ч через раствор NaNO3.

         64. Определите массу выделившегося железа при прохождении тока силой 1,5 А в течение 1 через растворы сульфата железа (II) и хлорида железа (III) (электроды инертные).

         65. При прохождении через раствор электролита тока силой 0,5 А за 1 ч выделяется 0,55 г  металла. Определите эквивалентную массу металла.

         66. Напишите электронные уравнения реакций, протекающих на электродах при электролизе растворов: а) CuSO4 с медным анодом; б) NiSO4 с никелевым анодом; в) AgNO3 с серебряным анодом.

         67. При электролизе водного раствора нитрата серебра в течение 50 мин при токе силой 3А на   катоде выделилось серебро массой 9,6 г. Определите выход по току (η, %).

         68. Электролиз водного раствора сульфата калия проводили при токе силой 5 А в течение 3 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах. Какая масса воды при этом разложилась и чему равен объем газов (н.у.), выделившихся на катоде и аноде?

         69. Электролиз водного раствора сульфата цинка проводили в течение 5 ч, при этом на аноде выделился кислород объемом 6 дм3 (н.у.). Вычислите силу тока (электроды инертные).

         70. Электролиз водного раствора нитрата серебра проводили при токе силой 2 А в течение 4 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на инертных электродах. Какая масса металла выделилась на катоде и каков объем газа (н.у.), выделившегося на аноде?

         71. Электролиз водного раствора сульфата некоторого металла проводили при токе силой 6 А в течение 45 мин, в результате чего на катоде выделился металл массой 5,49 г. Вычислите эквивалентную   массу металла.

         72. Как изменится масса серебряного анода, если электролиз водного раствора нитрата серебра проводили при токе силой 2 А в течение 33 мин 20с? Составьте электронные уравнения процессов, происходящих при электролизе водного раствора нитрата серебра.

         73. Электролиз водного раствора иодида натрия проводили при токе силой 6 А в течение 2,5 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на угольных электродах, вычислите массу веществ, выделяющихся на электродах.

         74. При электролизе водного раствора сульфата меди (II) при токе силой

2,5А в течение 15 мин выделилась медь массой 0,72 г. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на электродах с медным и угольным анодами. Вычислите выход по току (η, %).

         75. При электролизе расплава неизвестного вещества массой 8 г на аноде выделился водород объемом 11,2 дм3 (н.у.). Что это за вещество? Можно ли провести электролиз его водного раствора?

 

Вопросы

1. Как классифицируются растворы?

2. Чему равен тепловой эффект растворения?

3. Является ли ионное произведение волы постоянной величиной для всех разбавленных водных растворов?

4. Какие соли гидролизуются частично? Почему?

5. Как можно охарактеризовать среду любого водного раствора?

6. Какие вещества могут проявлять окислительно-восстановительную двойственность?

7. Можно ли предсказать направление окислительно-восстановительных реакций? Приведите примеры.

8. Каков механизм возникновения потенциала на границе металл-раствор?

9. Какие факторы предопределяют выбор материала для электродов при проведении процесса электролиза?

10. Объясните, почему последовательность изменения активности металлов в ряду стандартных электродных потенциалов не совпадает с последовательностью изменения активности металлов в группах и периодах периодической системы?

 

Варианты контрольных заданий

 

Номер варианта

Номера задач, относящихся к данному заданию

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1                     15                       31                         46                            61 

2                     17                       32                         47                            62

3                     18                       33                         48                            63

4                     19                       34                         49                            64

5                     20                       35                         50                            65

6                     21                       36                         51                            66

7                     22                       37                         52                            67

8                     23                       38                         53                            68

9                     24                       39                         54                            69

10                   25                       40                         55                            70

11                   26                       41                         56                            71

12                   27                       42                         57                            72

13                   28                       43                         58                            73

14                   29                       44                         59                            74

15                   30                       45                         60                            75

1                     29                       44                         59                            74

2                     28                       43                         47                            73    

3                     17                       42                         48                            62

4                     19                       41                         51                            67

5                     25                       37                         54                            65

6                     19                       35                         50                            66

7                     18                       40                         57                            64

8                     30                       43                         47                            70 

9                     27                       41                         55                            65

10                   24                       42                         49                            68

11                   21                       39                         60                            69

12                   23                       43                         53                            73

13                   24                       44                         57                            74

14                   15                       31                         52                            61               

15                   16                       32                         53                            62

 

 

Список литературы 

1.  Коровин Н.В., Масленникова Г.Н., Мингулина Э.И., Филиппов Э.Л. Общая химия. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Харин А.Н., Катаева Н.А., Харина Л.Г. Курс химии. – М.: Высшая школа,1983.

3. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1999.

4. Гольбрайх З.Е., Маслов Е.И. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: АСТ-Астрель, 2004.

5. Богатиков А.Н., Красицкий В.А., Лапко К.Н. Сборник задач, вопросов и упражнений по общей и неорганической химии. – Минск: Электронная книга БГУ, 2002.

6. Задачи и упражнения по общей химии. Под.ред. Коровина Н.В. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Задачник по химии. Под ред. Амирхановой Н.А. – Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002.

8. Лебедева М.И., Анкудимова И.А. Сборник задач и упражнений по химии с решением типовых и усложненных задач. – М.: Машиностроение,  2002.  

 

Содержание  

Введение

1. РГР № 1. Основные законы и понятия химии

2. РГР № 2. Термохимия и кинетика

3. РГР№ 3. Растворы и электрохимия

Варианты контрольных заданий 

Список литературы    

3

4

9

16

23

24

  

Сводный план 2012 г. поз. 93